Немного эксцентричный, но энциклопедически образованный школьный учитель физики и астрономии, анализируя контрольные работы, эмоционально убеждал нас: «Всегда пишите свое полное имя и фамилию и никогда не помечайте год двумя цифрами. Пройдет тысяча лет — представляете, как будут морочиться исследователи, пытаясь идентифицировать столетие создания ваших манускриптов!» Очень жаль, что не у всех художников были такие хорошие педагоги. Европейское Средневековье, оставив после себя немалое творческое наследие, донесло до нас крайне мало имен художников. Коллективная цеховая структура производства произведений искусства не предполагала выделение личностей. Даже бурное пробуждение индивидуальных талантов в эпоху Возрождения, которое дало мировой культуре целые шеренги гениев, позволяет наверняка говорить об авторстве лишь десяти процентов произведений живописи и скульптуры.
В нашем художественном пространстве, веками ограниченном византийскими иконописными канонами, лишенном светской составляющей, вообще катастрофа с определением имен авторов. Хотя логику церкви можно понять — приходят богомольцы поклониться нерукотворным и чудотворным образам, присматриваются, а где-то в районе сцен страшного суда подпись — богомаз такой-то, писал лета такого-то от сотворения мира. Конфуз!
Монограммы или имена авторов начали чаще появляться на работах художников после того, как возник активный рынок произведений искусства и между создателем и заказчиком появился посредник. Автограф мастера, конечно, придавал аргументов аутентичности. Хорошо известная монограмма «AD» Альбрехта Дюрера, быть может, так бы и не появилась на его работах, если бы не возникали проблемы с пиратским тиражированием его гравюр (полвека прошло, а что изменилось?). Конечно, подделать подпись — пустяк в соответствующей индустрии. Даже самые нервные факсимиле художников могут стать товаром. Пожалуй, даже безгранично талантливый Сальвадор Дали, устраивавший публичное написание автографов с их одновременной продажей, был бы весьма удивлен размахом парфюмерной индустрии «Dali», и автомобильчики «Picasso» не без помощи имени художника прорываются на автострады мира.
На книжном рынке Украины, в сегменте, посвященном искусству, появилось издание, бесспорно, уникальное — «Підписи та монограми художників України». Небольшой коллектив единомышленников, возглавляемый известным харьковским ученым, искусствоведом и коллекционером Борисом Гриневым, сделал большое дело, собрав в одном справочнике короткие биографии и образцы подписей и монограмм почти пятисот современных художников нашей страны.
Логичный вопрос: на кого рассчитана эта книжка? Ведь не на фальсификаторов же произведений искусства. Конечно нет — эти аферисты отыщут образцы подписей и без помощи искусствоведов. Людям нормальным нужен ориентир в этом, по гоголевскому определению, «хаосе искусств». Многие произведения живописцев, скульпторов, графиков уже давно живут самостоятельной жизнью. И об их судьбе и дислокации ничего не знают даже авторы. А если на столе ценителя искусства, коллекционера, владельца галереи, директора музея будет лежать этот справочник, намного проще будет выяснить авторство работы и даже навести мостики творческого сотрудничества. К счастью, большинство художников, представленных в книге, преисполнены творческого воодушевления и будут только рады, если их побеспокоят интересующиеся их искусством люди.
Полагаю, что книга «Підписи та монограми художників України» будет интересна тем, кто пытается заглянуть в глубины человеческой души, ведь графология — почти точная наука. Не зря же древние латиняне творили «ex ungue leonem»... что означает по когтю узнают льва »... Или по-нашему, «видна птица по полету»... Правда, у этой поговорки есть окончание «...ex auribus asinum» — «...а осла по ушам», но это никоим образом не касается художественного мира.
P.S. Нашел в справочнике подпись своего институтского преподавателя рисунка и живописи Алексея Архиповича Горбенко. Точно такую же, как в моей зачетке!