ЕВРЕЙСКОМУ ТЕАТРУ БЫТЬ

Поделиться
Цивилизованный мир Западной Европы и Соединенных Штатов Америки уже давно пришел к выводу, что в XX...

Цивилизованный мир Западной Европы и Соединенных Штатов Америки уже давно пришел к выводу, что в XXI столетии, веке фантастического технического прогресса, не даст «оторваться» от земли только богатая духовная культура. Влиятельнейшие политики и бизнесмены Америки раскупают билеты в «Метрополитен» на целый сезон вперед, выкидывая за один билет по 200-300 долларов. Богатейшие японские концерны (среди них и гигант мировой промышленности «Мацушити электроникс», в состав которого входят, в частности, такие известнейшие фирмы как «Panasonic», «Technics», «Mazda») безвозмездно выделяют миллионы долларов на реставрацию Лувра, оснащая один из самых известных в мире музеев супераппаратурой и строя в нем дополнительные подземные помещения, где вскоре откроются новые выставки и зрители увидят шедевры модерного искусства, созданные при помощи лазерной технологии. Все силы брошены на сохранение, реставрацию культурных памятников, на поддержание «золотого фонда» человеческих свершений.

«Хорошо там, где нас нет», - скажете вы. И будете неправы. Рим не был построен в один день. Все начиналось с одного шага.

И в нашем генофонде заложены традиции прекрасного. И у нас есть люди, готовые творить его. Но так уже устроен мир, что все прекрасное должно иметь своих меценатов. Искусство искренне, меценатство безвозмездно.

За последние два года было несколько публикаций о Киевском еврейском камерном театре. Театре, который, имея в своем составе двух заслуженных артистов Украины и просуществовав уже семь лет, до сих пор не может получить официальный государственный статус. Но почему?

До сих пор неясно, почему общине, которая не в состоянии оплатить коммунальные услуги, разрешено иметь помещение для синагоги в театре кукол, а главному режиссеру еврейского театра Авигдору Фрейдлису (внуку небезызвестного Гольдбата, одного из создателей Киевского еврейского государственного театра, который находится на Крещатике) отказано в предоставлении такового. Хотя театрам «Театр на Подоле», «Колесо» в 1993-1994 годах присвоили статус муниципальных. У них было свое помещение. А в намерения Авигдора Фрейдлиса входит не только игра на сцене своего театра, но и создание своеобразных актерских курсов для талантливой молодежи. Ведь создание фундамента - это одно из самых главных начинаний в любом деле. И делаться это планируется почти бескорыстно. Нужна лишь небольшая начальная материальная поддержка, пока театр станет на ноги. Буквально 2-3 тысячи долларов. Эту сумму могла бы выделить даже самая незначительная коммерческая структура, не говоря уже о воротилах украинского бизнеса. Но, к сожалению, бизнесменов, подобных Суркису, который может пожертвовать миллионы долларов для поднятия престижа страны, у нас не так много. Кроме того, неужели нарушилась древняя, национальная, еврейская традиция всегда протягивать друг другу руку помощи в тяжелые для их собратьев времена?

Существует проблема и в самом «Доме актера» (именно там проходят выступления театра Авигдора Фрейдлиса). Вот как охарактеризовал ее сам Авигдор: «Проблема в том, что благотворительный дом «Хесет Авот», который находится на площади Космонавтов, выкупает для пенсионеров на два часа в день за огромные деньги помещение театра им. Ивана Франко. Театр киноактера играет для них спектакль. Здесь же в прошлом году оплатили 150 билетов на премьеру «Хаим из Космоса», которую сыграл наш театр. Но потом к власти пришел другой человек. Сейчас он в Израиле, а я вот уже месяц ищу встречи с его заместителем, но и он убегает от меня. А старики страдают от этого. Я хотел помочь им и давал 70 билетов пенсионерам бесплатно, естественно на лучшие места. На спектаклях аншлаг, и получается не совсем удобно перед теми, кто заплатил деньги. Это надо понимать. Кроме того, например, за один воскресный спектакль Дом актера оштрафовали за нарушение правил противопожарной безопасности. У Дома актера нет денежного фонда. Поэтому выплатить сумму штрафа он не в состоянии. И мне надо где-то одалживать деньги, чтобы заплатить штраф. А если бы «Хесет Авот» выкупил хотя бы 50-100 билетов на каждый спектакль, театру было бы намного легче. Но, увы, здесь совершенно никому ничего не нужно. Трудно работать, если нет понимания».

Выбор репертуара для театра Авигдор прокомментировал следующим образом: «Я не каждый спектакль могу поставить из-за количества актеров и из-за объема сцены. Если у меня будет возможность, я собираюсь поставить ряд произведений из украинской литературной классики. У нас просто профилирующая еврейская тема. То, что поставлено в театре Франко, - это колорит, стилизация. Я от этого отошел. Для меня главное - театр. Я ушел от еврейской шароварщины. Театр - это не публицистика. Должна быть актерская энергетика. Мы живем, мы не играем. Я хочу приблизиться к кино. В кино нельзя солгать, когда камера близко. Но я не могу играть за всех. Поэтому хочу создать школу-студию. У каждого человека есть своя эстетика. Нельзя лить воду на актера. Прежде всего должно быть удобство. Нельзя действовать, как Жолдак: выловил воду из аквариума, выбросил рыбок на пол и диктует свои условия».

Я против профанации, против создания коллективов без знания дела, но семь лет игры на сцене, семь лет каторжного труда на голом энтузиазме ради зрительских аншлагов. Семь лет тупого молчания со стороны властей, бизнесменов. А ведь с предоставлением театру государственного статуса у актеров могла бы появиться возможность ходатайствовать в украинских банках об оказании пусть небольшой, но материальной помощи. Иногда людям достаточно одного мизерного шанса, чтобы начать путь к вершине. Тем более, если за дело берутся профессионалы.

Уже через год после своего появления театр выиграл третью премию на фестивале в Тарту за постановку пьесы Э.Севела «Остановите самолет, я слезу». Киевский еврейский камерный театр отлично знают в Израиле. Спектакли театра идут на иврите, идиш, английском, русском, украинском языках. Основу репертуара составляет в основном мировая классика. Вскоре киевский зритель сможет увидеть такие постановки, как «Иосиф и его братья» (Е.Мигюель), «Невеста и ловец бабочек» (И.Алони), «На руинах» (Л.Украинка). Конец сезона ознаменовался блестящей постановкой «Шоши» И.Башевиса-Зингера, проходившей все три раза при полном аншлаге. Великолепная игра, прекрасно выбранное музыкальное сопровождение и, наконец, сама тематика пьесы, требующая глубоко психологического понимания, настолько захватили зрительскую аудиторию, что еще долго после окончания спектакля многие из них, окружив Авигдора Фрейдлиса и его коллег, горячо обсуждали увиденное.

Двадцать восьмого июня состоялась премьера пьесы «Невеста и ловец бабочек» по мотивам одноименного произведения И.Алона. Пьеса, в которой затронуты сюрреалистические мотивы, пьеса, которую можно принять или нет. Третьего не дано. Постановка рассчитана на элитного зрителя.

Не могу удержаться, чтобы не сказать отдельно несколько слов о главном режиссере театра Авигдоре Фрейдлисе. Ведь от личности, которая является координирующим центром, зависит многое, если не все. Не является исключением и Авигдор. В свои 28 лет он имеет два высших театральных образования. Одно получил в Ленинграде, где его руководителем был Георгий Товстоногов. Второе - в Тель-Авиве, где он стал магистром театральной режиссуры. Живя в Израиле, в городе Акко, принимал участие в театральном фестивале, где завоевал третью премию. Как режиссер дебютировал в телесериале «Суд над Каспером», играл в нескольких театрах, знаком со многими известными израильскими актерами и режиссерами.

Сейчас, когда театр поставлен на грань выживания, хочется верить, что он получит поддержку.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме