В условиях возрождения украинской государственности развернулся бурный процесс национально-культурного строительства среди национальных меньшинств. Естественное стремление каждого народа в Украине оценить свое место и роль в ее истории содействовало активизации исследовательской работы историков, этнографов в этом направлении. В советское время, начиная от 30-х гг., практически не было трудов по истории евреев Украины, хотя многовековая история этого народа Украины безусловно имеет большое научное и практическое значение.
Именно с этой точки зрения положительной оценки заслуживает новое монографическое исследование истории евреев Украины, сделанное Я.Хонигсманом и О.Найманом (общая редакция доктора исторических наук, профессора Ф.Горовского).
Первую часть издания, состоящего из двух книг, осуществил Украинско-финский институт менеджмента и бизнеса. Работа написана на основании значительного количества источников, мало знакомых не только массовому читателю, но и профессиональным историкам. Авторы широко используют зарубежную литературу. Несмотря на научный характер издания, оно читается легко, с интересом. Первая книга охватывает двухтысячелетний период истории евреев Украины до 1917 года.
На территории нынешней Украины евреи появились свыше двух тысяч лет назад в крымских колониях, основанных еще древними греками. В VII - VIII веках евреи жили на берегах Волги и Дона среди хозар, верхушка которых в 790 году приняла иудаизм. В Хозарском каганате евреи занимались ремеслом, земледелием, развивали торговлю. Именно хозарские евреи в VIII - XI веках приходят в Киев, Чернигов, другие города Руси, а также на западноукраинские земли. Другой поток евреев шел к нам с Запада, спасаясь от крестоносцев.
Приведенные авторами факты свидетельствуют, что положение евреев в Украине, как и в других европейских странах, зависело от политики двух сил: светской власти с одной стороны, и духовенства, церкви - с другой. Короли, князья и феодалы были, как правило, заинтересованы в хозяйственной деятельности евреев, приглашали их в свои владения, предоставляли им права, необходимые для занятий ремеслом и торговлей, получали от этого значительные прибыли. В то же время христианские священнослужители смотрели на иудеев как на иноверцев-конкурентов. Специфическая социальная структура еврейских иммигрантов, состоявшая, главным образом, из ремесленников, торговцев, производственных посредников, а в несколько позднейшие времена также из работников интеллигентных профессий, обуславливала расселение евреев прежде всего в городах и местечках. Это суживало социальный источник доходов христианских приходов и было, таким образом, благоприятной почвой для разного рода юдофобских наговоров, преследования евреев. Часть мещан, которые также усматривали в евреях конкурентов, принимали участие в таких преследованиях.
Антиеврейские юдофобские вымыслы и настроения, а также и погромы не были явлениями, характерными лишь для истории Украины. Многовековая судьба еврейской диаспоры отмечена ее преследованиями в Испании, Германии, Франции, Польше и в других странах. Причем гонения на евреев встречались в Европе от раннего средневековья и до XX столетия. К сожалению, и в Украине обострение отношений между коренным христианским населением и евреями, которое часто выливалось в кровавые драмы, известно со времен Киевской Руси. Когда умер киевский князь Святополк Изяславович, - рассказывается в древнейшей летописи, - то киевляне «разграбили двор Путяты (Вишатича), тысяцкого и пошли на жидов и разграбили их». Но особенно кровавый характер приобрели стихийные расправы с евреями во время национально-освободительной войны украинского народа в середине XVII столетия и отдельных гайдамацких восстаний. Понятно, что авторы не могли обойти этой горькой страницы украинско-еврейских отношений. Но следует отдать им должное, что как причины, так и сами события в книге освещаются объективно. Убедительно показано, что причиной преследований евреев были следствия колонизации польской шляхтой украинских земель, где по инициативе польских магнатов поселялись и евреи.
В Украине польские помещики охотно отдавали евреям в аренду различные отрасли своих хозяйств. Шляхта была заинтересована в привлечении предприимчивых управителей имениями. Таким образом евреи-арендаторы становились посредниками между польскими панами и украинскими крестьянами. Нищенская жизнь украинских крестьян обуславливала их недовольство прежде всего этими арендаторами. К тому же арендатор был иудей-иноверец, против которого распространялись различные обвинения. Беспросветная жизнь крестьян толкала их к бунтам, неоднократно выливавшимся в многочисленные восстания. Авторы правильно отмечают, что огромные жертвы евреев Украины во время восстаний были следствием не какой-то мифической юдофобии украинцев, а политики польской шляхты на украинских землях. Вместе с тем, авторы сочли необходимым показать, что во время Национально-освободительной войны евреи, которые переходили в христианство, жили среди казаков и даже воевали в их войске.
Читателя, очевидно, заинтересует материал книги о жизни в еврейских гетто и общинах. Нищенская жизнь содействовала стремлению к иллюзиям, что обусловило популярность нового религиозного движения - хасидизма. Оно возникло в XVIII веке и нашло многих последователей среди евреев Подолии и Волыни.
Почти одновременно формировалось еврейское просветительское движение - хаскала. Просветители выступали за приобщение евреев к европейской культуре, изучение светских наук, ознакомление христиан с учением иудаизма. Именно тогда в Украине начала появляться светская еврейская интеллигенция, которая устанавливала контакты с христианскими просветителями. Просветители полагали, что именно образование поможет евреям стать равноправными гражданами государства.
Интересны сюжеты о деятельности еврейских ваадов - своеобразной формы регионального еврейского самоуправления на западноукраинских землях, об особенности организации еврейских ремесленных цехов, о процессах ассимиляции евреев как на западноукраинских землях в составе Речи Посполитой, так и на территории тех украинских земель, которые были в составе России. С интересом читаются страницы о роли еврейского элемента в развитии крупной промышленности, в научном прогрессе, культурной жизни. Читатель, возможно, впервые узнает, что Украина является родной землей выдающихся ученых, писателей, музыкантов, театралов и других выдающихся интеллектуалов еврейской национальности.
Так же с интересом читаются страницы, где речь идет об отношении к евреям и еврейской проблеме со стороны выдающихся деятелей украинской культуры Тараса Шевченко, Ивана Франко, Правла Грабовского, Михаила Коцюбинского, а также передовых деятелей российской культуры.
Печальным заключительным аккордом истории еврейства в Украине были погромы 80-х гг. XIX столетия, инспирированные убийством Александра II, и погромы начала XX столетия в связи с поражениями в российско-японской войне и кризисом российского царизма 1905 - 1907 гг.
После погромов 80-х гг. получила распространение сионистская идея возрождения национального государства евреев на исторической прародине Палестине. Авторы уместно отмечают, что первые планы создания еврейского государства в Палестине появились в среде христиан, надеявшихся путем возвращения евреев на свою историческую родину избавиться от сложного «еврейского вопроса» в собственных странах. Первые сельскохозяйственные колонии в Палестине были основаны выходцами из Украины. И это тоже интересно, и может иметь существенное значение для формирования конструктивных отношений между Украиной и Израилем в современных условиях. Немало места отведено эмиграции евреев в США и другие страны.
Материалы книги не оставляют места для существования фальшивых стереотипов мышления среди некоторой части христиан, в том числе и украинцев, о будто бы какой-то сверхсекретности иудейских обрядов. Многочисленные примеры об участии солдат и офицеров еврейской национальности в войсках России еще раз подтверждают такие общечеловеческие качества евреев, как чувство общественного долга и воинской чести, отваги и героизма. Полагаем, что книга будет полезной украинским краеведам, особенно тех городов, где еврейская мысль и культура становились действительно неординарными, например, в Бердичеве и Бродах, Одессе и Львове, Житомире и Херсоне, Киеве и Брацлаве и других.
Авторы в основом всегда остаются верными принципам историзма и объективности. И в этом отношении их можно упрекнуть разве в том, что отдельные процессы и события из истории евреев в Украине поданы фрагментарно. Неприятно, однако, поражают некоторые неточности в употреблении исторических этнонимов, топонимов, неоправданное акцентирование внимания на событиях второстепенного значения. Эти замечания, однако, носят несущественный характер. Главное заключается в том, что книга за долгие последние десятилетия заново открывает для историков и широкого читателя длительный хронологически исторический сюжет, органично соединенный со всеми драматичными зигзагами истории украинского и еврейского народов, украинско-еврейских отношений.