В марте исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, одного из известнейших теноров, солиста Большого театра Ивана Козловского. Хотя большую часть своей жизни он провел в Москве, Украина была для него и символом Родины, и той реальной землей, на которой он родился, вырос, выучился и которую не забывал никогда.
1980 год. В Киевской опере премьера «Вертера» Ж.Массне. На спектакль, как зритель, должен приехать Иван Козловский. Хотя ему уже восемьдесят, но он живо интересуется всем, что происходит в Украине. В партере забронировали лучшие места. Однако Козловский учинил небольшой разнос администраторам: нигде, кроме директорской ложи, он сидеть не желает. Дмитрий Гнатюк, который был директором, тут же распорядился исполнить волю Ивана Семеновича. Но администратор предупредил: «Если Козловский что-нибудь вытворит…»
Козловского знали хорошо. Он, как многие великие люди, сумел сохранить в себе детскую непосредственность, простоту в общении и фантастическую непредсказуемость.
Шел третий акт. Популярнейший романс Вертера «О, не буди меня» запел Владимир Федотов и в ужасе заметил, что Козловский встал в ложе и запел вместе с ним в полный голос. За кулисами переполох: как это расценивать? Но расценила публика. По окончании «дуэта» зал вспыхнул овациями.
…Иван Козловский родился недалеко от Киева — в селе Марьяновка. Трудно не поверить в гороскопы, которые предсказывали ребенку сильный характер и тонкую интуицию, мудрость и счастливую судьбу, возможность стать великолепным музыкантом. В семь с половиной лет мальчик уже пел в хоре при Свято-Михайловском монастыре в Киеве. В 15 лет участвовал в постановках «Общества украинских актеров» снова-таки как хорист. Обществом руководил известный украинский актер, воспитанник театра корифеев Иван Марьяненко. Он и обратил внимание на голос Козловского, посоветовал прослушаться у педагога Елены Муравьевой. Она за свою жизнь обучила 400 вокалистов, которые впоследствии стали профессиональными певцами, среди них З.Гайдай, Б.Златогорова. Услышав лирический тенор Козловского, педагог отметила, пожалуй, главное — природную постановку голоса. Так, молодой вокалист стал учиться у Муравьевой в Киевском музыкально- драматическом институте имени Лысенко и параллельно часто посещал спектакли и концерты. В бурные годы гражданской войны и разрухи театральная жизнь Киева была особенно интенсивной — со всей страны сюда съезжались гастролеры, блистали на сцене украинские актеры — М.Литвиненко- Вольгемут, Л.Линицкая, П.Саксаганский, И.Карпенко-Карый, М.Заньковецкая. Это была золотая пора существования украинского музыкально-драматического театра, воспитанником которого является и Козловский. Впервые как оперный певец он вышел на сцену театра Садовского в партии Андрея из «Запорожца за Дунаем» Гулака-Артемовского. Критики отмечали, что еще мало игры, голос пока не отработан и имеет носовой призвук. Однако уже через некоторое время певец полностью овладевает вокальной техникой. Разучивая партию, он знает не только свою роль, но и всю партитуру. Со свойственной ему непосредственностью он прямо во время репетиции начинает останавливать оркестры и указывать на то, что арфа или флейта сфальшивили.
В 24 года Козловский становится солистом Харьковской оперы (напомним, что Харьков в то время был столицей Украины). Через два года его приглашают в Большой театр. На первых порах блестящая карьера не складывается. Молодой певец не поет те партии, о которых мечтал. Чтобы реализовать себя, организовывает вне театра оперный ансамбль. Успех колоссальный. Но Козловского притягивает именно театральная сцена Большого, хотя порядками в театре он не доволен, а театр не доволен им. Дирекция считает Козловского излишне требовательным, а характер его — неуживчивым. В конце 30-х годов его увольняют.
В это же время, совершенно неожиданно для самого Козловского, он становится любимцем Сталина. Вождь возвращает его в театр на исключительных условиях, присвоив звание народного артиста СССР и наградив орденом Ленина. С этого момента начинается звездная пора Ивана Козловского. Он становится ведущим тенором Союза, оспаривая это звание у своего коллеги и соперника Сергея Лемешева. У него появляется масса поклонниц. Хотя, надо сказать, и в те времена не все восхищались бесконечными ферматами тенора. Козловский любил показать уникальность своего голоса, даже невзирая на то, предусмотрел ли это композитор в данном эпизоде. И все же историю Большого театра трудно сегодня представить без Козловского, без его Ленского, Фауста, Лоэнгрина, Дубровского, Берендея, Ромео… Козловский поет спектакли под управлением лучших дирижеров — А.Мелик-Пашаева, Н.Голованова, С.Самосуда, А.Пазовского, каждый премьерный спектакль — образцовый.
В 54 года певец оставил сцену Большого театра. Он был в прекрасной физической и вокальной форме. Это подтверждали его постоянные выступления, вплоть до восьмидесяти лет. Когда ему было за семьдесят, Козловский давал «ежегодный сольный концерт», исполняя сложные произведения Рахманинова, Чайковского, Верди, Вагнера… Что же послужило причиной ухода из театра, остается загадкой.
С момента переезда в Москву все эти годы — с 1926-го по 1993-й — Козловский не порывал связей с Украиной. Он записывал пластинки с украинским репертуаром, выступал с оркестром народных инструментов, ежегодно пел в Каневе на могиле Шевченко, посещал Украину с концертами. Козловский старался не пропускать ни единой премьеры в Киевской опере, особенно любил спектакли Стефана Турчака. Одной из характерных черт Ивана Семеновича была прозорливость в оценке молодых талантов и отсутствие равнодушия. Он и в Москве прослеживал судьбы украинских певцов, дирижеров, актеров. В одном из писем Козловский вспоминает, как услышал на сцене мальчика из украинского села. Природа дала ему все, но открытый звук и «необработанность» голоса на несколько дней лишили впечатлительного певца покоя. Во время концерта ему хотелось броситься на сцену и помочь ребенку, как помогают утопающему. Так возникла идея открыть в Украине, в родной Марьяновке, музыкальную школу, в которой детей будут обучать пению. Ведь учились же с детского возраста Нежданова, Шаляпин, Собинов, Литвиненко-Вольгемут да и сам Козловский. Потом намного легче было в консерватории. Певец был убежден в том, что вокалисты не должны начинать учебу взрослыми людьми.
Школа была открыта. Она носит имя Козловского. Ведь именно он обивал пороги высоких кабинетов, писал письма в правительство, просил разрешить ему благотворительные гастроли, деньги от которых (включая и его гонорар) он отдаст на строительство школы. Сегодня в Марьяновке открыт Музей Козловского, а весной в этом селе расцветет фруктовый сад, посаженный его руками. Здесь, в Марьяновке, Иван Семенович выбрал себе место для могилы. Но… его воля не была исполнена, и он похоронен в Москве в 1993 году.
Множество ролей создал Козловский. Но, пожалуй, незабываемым по силе впечатления навсегда останется в памяти зрителей его Юродивый. Драматизм, трагедийность, мощные волевые порывы партитуры Мусоргского. И вдруг в океане этой мощи возникают лакуны нежнейшего завораживающего пианиссимо. Звуковое время останавливается. Юродивый произносит свои пророческие фразы: «Месяц едет, котенок плачет… Настанет тьма, темень темная, непроглядная». В наше время, когда разум все более задумывается о процессах метафизических, музыковеды слышат в исполнении Козловского предчувствия грядущих катаклизмов.