На разных континентах практически одновременно запустили два сериала, общего между которыми- ни-че-го. Кроме политической составляющей внутри сюжетов. На украинском "1+1" - "Слуга народа" (40 серий) с Владимиром Зеленским в роли учителя. На американском Showtime - 5-й сезон (12 серий) нашумевшей "Родины" с Клэр Дэйнс в роли шпионки. Параллельные сюжеты пока еще развиваются, поэтому и отклик на них - оборванный.
О "Родине" - вскользь. Этот фильм от серии к серии летит впереди паровоза. Не догоняя уходящую натуру (как "Слуга народа" в Межигорье), а лихо опережая самые смелые политические события.
Впечатление, будто разнообразные политики, насмотревшись сериалов, впоследствии и комбинируют дальнейшие катаклизмы - согласно сценарным схемам.
В 5-м сезоне "Родины" звучит фраза, от которой бросает в дрожь. "С Украины может начаться третья мировая!" И это только цветочки. А ягодки - когда героиня Клэр Дэйнс (в предыдущих сезонах она потеряла возлюбленного, но обрела ребенка), проникает в самое логово актуальных сирийских ужасов. И замыкает на своей изящной фигурке алчные интересы ведущих разведок мира - США, РФ, Германии.
В то время, когда над Сирией свистят российские ракеты, "Родина", кажется, знает траекторию их дальнейших полетов. Поскольку здесь - эксклюзивный пример
многосерийного фильма, который не "реставрирует" историю (причем, не в жанре фэнтези), а оперативно "моделирует" ее. На глазах зрителя - синхронно с CNN и Euronews.
Похоже, мы наблюдаем рождение новой концепции "онлайн" сериала. Вплетенного в острейшие вызовы текущей политической жизни целого мира.
Естественно, нашим местным сериальным мастерам пока далеко до подвигов иностранных разведчиков. Тем не менее, вернемся - на Родину.
В "Слуге народа" учитель истории Василий Голобородько (Владимир Зеленский) неожиданно становится президентом Украины. Путь на трон оказался короче, чем многие предполагали. В свободное от работы время "историк" разражается концентрированной матерной тирадой - по поводу партии, правительства и всего остального, на тему "кому в Украине жить хорошо?". Монолог матерщинника тайком записывает ученик и размещает запись в интернете. Пламенная речь сеятеля разумного, доброго, вечного собирает миллионы просмотров. За сим набирается и необходимая сумма для предвыборного взноса.
Старая сказка о Золушке обретает новейшее звучание. Поскольку сквернословящий прЫнц - мигом во дворце, на коне. На улице Банковой.
Все в смятении - школа, семья, друзья. А сам Голобородько за 25 телевизионных вечеров должен пройти еще и тяжкий "путь познания". Осознавая - нами уже давно осознанное. И рассекречивая - все замшелые секреты Полишинеля. То, что все они - эти политики, эти слуги народа - "гады и упыри". За которых, как дети в школу, ходят голосовать добрейшие зрители комедийного сериала.
Репертуар "Квартала", как обои в малогабаритной квартире. То есть, это уже некая всеукраинская психологическая неизбежность - пространство естественного обитания. Щелкай-не щелкай, истязай-не истязай пульт - эфир заклеен обоями made in "Квартал". Глаз не нарадуется.
У продукции этой компании не может быть плюсов или минусов. У нее - только плюсы. Поскольку главный плюс - на макушке свадебного торта в виде дорогого сувенира - неутомимый шутник, озорник, тролль и фантазер.
Еще в довоенные времена дедушки Кучмы репертуар "Квартала" проходил под рубрикой - "Ты служишь украшением стола, тебя как рыбу к пиву подают". Со временем стол стал ломиться от яств. Репертуар во всех его проявлениях разросся и начал самовоспроизводиться.
Помнится, за тем же "столом" не раз восседал (во дворце "Украина") и Николай Янович. Подтверждая своим присутствием давно известную аксиому: смеется тот, кто смеется последним - причем не в ссылке, а на Родине.
С некоторых пор "Квартал" и его популярный репертуар - не только украшение стола (новогоднего, ежевечернего). В метафорическом смысле это и общественно-политическая "дубина". Оказавшись в нужных руках, она может расквасить любую несимпатичную политическую физиономию. Замочив рейтинг того или иного "слуги" - до непроходных процентов.
В связи с премьерой возьму на себя наглость заявить, что, например, рейтинг экс-президента В.Ющенко был системно добит (помимо очевидных общественно-политических причин) еще и фактором "дубины" от веселого "Квартала". Когда на каждом шоу его аккуратно били - и в бровь, и в лоб, и даже в глаз. Превращая "слугу народа", за которого, кстати, голосовало полстраны, в слугу определенного жанра. В маску, низведенную до оскорбительного шутовства, над которым "позволено" насмехаться.
В этом плане сама природа юмора компании "Квартал" предполагает очевидный метафизический нигилизм. На Родине (над важными представителями которой они регулярно смеются) ни-ког-да не может быть "светлой стороны Силы". Здесь, на Родине, согласно версии "Квартала", только карикатурная темень и фейковый полумрак.
И, естественно, идеальным политиком - вне поля критики - мог бы стать только Он… Конечно, Вася!
Талант исполнителя Васи - Владимира Зеленского (а талант этот - несомненный, о чем не устаю твердить) - не солнечный и не витальный. Он, скажем так, колючий, импровизационно-беспощадный. Вместо солнца в этих глазах - рентгеновский луч.
Нечто подобное просвечивает и в "Слуге" (очередном произведении "Квартала"), получившем очередную лицензию - "на любовь к Родине" так, как они эту любовь отражают.
То есть, как известно, есть "лицензия на убийство", а здесь - "лицензия на любовь".
А поскольку штат сценаристов в этой компании не иссякнет никогда, тема "любви к Родине" (когда, например, скромный учитель может стать грозным президентом) реализуется творцами на телеэкране - по-разному. Через политическую сатиру. Через политическую конъюнктуру.
В творчестве "Квартального" сообщества естественно уживаются и достойная гражданская позиция, и нижеплинтусная пошлость.
Возможно прослыву изгоем на Родине, но опять повторю свое категорическое - нет. Возражая против слабозапипиканных матерных тирад Васи-Вовы - в относительно детское телевизионное время.
Незадолго до премьеры, кстати, матерный монолог был запущен в интернет. Как элемент пиар-кампании. Без купюр. Насладились, восхитились. Жизнь изменилась?..
Конечно, и в повседневной жизни "юмор" день ото дня становится терпче и чернее. Вообще непонятно, как и о чем шутить, если по-прежнему (не на экране) гибнут дети, а бабушка (несериальная), получив авизовку, ищет веревку и оставляет записку: "В моей смерти прошу винить…"?
Родине не до смеха. И тем, кто нас веселит - официально (скажем так) - гораздо легче дразнить, хамить, мочить, стебать. Трудней - врачевать. Для этого необходима иная природа комедийного дарования - солнечная, исцеляющая. То есть дефицитная и "ретроградная".
Структурный принцип "Слуги" - традиционная модель "Бобик в гостях у Барбоса". "Квартал" с ожидаемыми шутками-масками десантируется на территорию многосерийного художественного кино. Не аннексируя эту территорию, а как бы прогуливаясь по лужайке.
За художественность кинопроизведения отвечают несколько драматических артистов. Среди которых Н.Сумская, с подчеркнуто одесским акцентом лукаво играющая маму главного героя. И еще, пожалуй, С. Боклан, выступающий в роли политтехнолога-"Вергилия". Он и проводит Данте-Зеленского по всем кругам предпрезидентского "рая". Соблазны и авансы; ожидаемое Межигорье вкупе с его живностью; специалисты по пилингу и прочий "педикюр".
Н.Сумская и С.Боклан непроизвольно передают свое внутреннее (слегка ироничное) отношение к происходящему. Дескать, смейтесь друзья на здоровье, но мы лишь гости на этом празднике жизни. А хозяева - другие.
И тут действительно уже, дело хозяйское - как снимать и как раскрывать украинскую политическую подоплеку в комедийном кино производства "Квартала".
В жанровом ключе, очевидно, этот проект веселее был бы в виде ситкома. С непременными аплодисментами и закадровым хохотом. Игра "как бы всерьез" - со всей полагающейся "натурой" (например, демонстрацией настоящей таблички на настоящем здании АП) - отдает претенциозностью и желанием поучать.
Принцип параллельного монтажа - герой "еще" учитель и герой "уже" президент - от серии к серии теряет ритм, действие топчется на месте. Пафос зрелища - "наверху" плохие, а "внизу" святые - добродушен, но банален.
Можно подумать, не те, кто внизу, приводят наверх тех, кого впоследствии регулярно проклинают и высмеивают.
"Это твоя родина, сынок!", - мораль известного анекдота в отношении всех недовольных. И тех, кто наверху, и тех, кто внизу.
"Слуга" пока и напоминает растянутый анекдот. Сюжетная канва, которая компактно уместилась бы в полуторачасовой фильм, подобна муштре с хвостом несчастной кошки - будут тянуть полтора месяца, покуда искры из глаз не полетят.
В отношении Слуги, то есть Хозяина, то есть героя, сыгранного талантливым Зеленским, не может быть двух мнений. Это - бенефис народного артиста.
Правда, с точки зрения комедийного парадокса и экспериментов с амплуа, в роли историка веселее смотрелся бы, например, артист из той же компании - Евгений Кошевой. Его повсеместная "народность" и открытое дуракаваляние - в роли "интеллигентного" учителя, а затем и в образе президента - были бы эффектней, острей. Принцип "мещанин во дворянстве" - это несовпадение и несоответствие. Согласно прописным законам комического, контраст рождает смех. Зеленский - как устоявшийся феномен - кажется, изначально среди тех, кто всегда "сверху" и "наверху". Жесткий, не лишенный умеренного цинизма, умный одаренный игрок. Такой собирательный художественный образ на одну зарплату учителя не проживет. Он, как Паниковский, скорее оптом купит - и школу, и Родину.
P.S. Неподведенный итог незаконченного просмотра: популярный канал можно поздравить с экспериментами в жанровых нишах. Комедийный политсериал - ноу-хау "1+1". Если учесть, что этот канал недавно выпестовал нежную философскую прокатную "Песнь песней", то, безусловно, все жанры очень хороши. Кроме - скучного.