Это был не Пуаро! - Культура - останні новини театру, кіно, музики і мистецтва - zn.ua

Это был не Пуаро!

20 ноября, 2017, 11:20 Распечатать

Продолжается прокат фильма Кеннета Брана "Убийство в "Восточном экспрессе": экранизация одноименного романа Агаты Кристи привлекает зрителей и провоцирует споры критиков.  

Кадр из фильма "Убийство в "Восточном экспрессе"

Роман Кристи, датируемый 1934 г., — бесспорно, среди тех ее детективных бриллиантов, которые ошеломляют развязкой, хотя все время — вновь и вновь — возвращаешься мыслями к ее сюжетным ребусам. Даже давно зная, "кто" убийца. Гениальные и почти идеальные детективные развязки в "Десяти негритятах", "Убийстве Роджера Экройда", "Кривом домишке". В этом же плане "Восточный экспресс", предлагающий портрет коллективного убийцы, безусловно, выходит за рамки какого-то отдельного частного преступления. Ибо это некая модель мести общества — отдельному мерзавцу.

Ох, как мы все это понимаем! И как бы иногда хотели тоже попасть в другой  "Восточный экспресс", чтобы стукнуть какого-нибудь негодяя хотя бы по голове…

Образ преступника Ретчетта, американца с темным прошлым (в фильме его играет Джонни Депп) — олицетворение частного зла, против которого и восстает с тесаками в руках посреди ночи разношерстный социум в закрытом пространстве. В "Восточном экспрессе", в частности.

Как известно, предыдущая громкая экранизация этого же романа датируется 1974-м: режиссер Сидни Люмет, в роли Пуаро — Альберт Финни. Определенные сравнения постоянно сталкивают на одной узкой колее два "экспресса". Кроме того, в массовом сознании давно живет и не скучает уникальный Пуаро, сыгранный Дэвидом Суше в телесериальном цикле. И, возможно, реже вспоминают еще одного убедительного Пуаро, сыгранного Питером Устиновым, в частности в фильме Джона Гиллермина "Смерть на Ниле" (1978 г.).

В финале нового "Экспресса" есть яркий намек, что со временем именно этот Пуаро (Кеннет Брана) тоже отбудет в путешествие по реке Нил...

И именно упоминание о Ниле почти 40-летней давности не случайно: фильмы Гиллермина и Брана — почти детское увлечение яркой эпохой "Великого Гэтсби", эпохой больших чувств, пылких страстей, красивых интерьеров.

И вот что существенно. Не только ребусы-головоломки Кристи интересуют зрителя в конкретном премьерном случае (ведь кто убийца — давно всем известно), — именно здесь на первый план выходит подчеркнуто театрализованная драма мести. Она погружена в различные щели сюжета Кристи, в характеры персонажей.

Театрализованная драма мести — извечная драма театра. Вспоминая и Гамлета, и других выдающихся деятелей.

Кеннет Брана — святое дитя британского театра, пылкий почитатель Шекспира, его модерный адаптатор и интерпретатор.

Следовательно, нечего искать в его экранизации "Восточного экспресса" — серые клетки, серые сумерки, туманную дымку классического английского детектива.

Его красивый и богатый фильм — сознательная театрализация преступления, апология сценического лицедейства, гедонистическая оскаруайльдовская салонная история, в которой все время соревнуются общество и индивид. Как в "Идеальном мужчине", в частности.

Рассыпанные различные иронические цитаты в фильме Брана, в которых легко узнать намеки на сказочные антуражи экранизаций Джоан Роулинг и других конструкторов фантасмагорических миров, — это далеко не все хитрые авторские намеки. Ведь каждый герой в киноверсии Брана играет немного за себя, а немного за того парня (девушку). И всегда каждый герой, что понятно, далеко не тот, за кого себя выдает. Даже Пуаро — не тот.

Джони Депп, приглашенный на роль убийцы, умышленно проиграет гангстерскую сагу из своего же известного фильма "Джонни Д.". Пенелопа Крус, Джуди Денч, Дерек Джекоби, Мишель Пфайффер, Виллем Дефо — знаменитые звездные актеры, которых пригласили сыграть одновременно несколько персонажей и в гамлетовской "Мышеловке", и в "Экспрессе" Кристи. Да просто поиграть в самих себя.

И, наконец, так оно и есть, — это игра в разных регистрах. Внешний стиль — очень гламурный, по мотивам Кристи. Внутренний — словно заимствован из "8 женщин" Франсуа Озона, он предусматривает нечто творчески-автобиографическое в сольной партии каждого звездного гостя в этом старом романе о главном.

Безусловно, фанаты Кристи именно такого Пуаро — специалиста по маленьким серым клеткам, — возможно, и не ожидали. В отличие от Питера Устинова, герой Брана — не такой серьезный, не такой деловой, не такой социально-убедительный. А Дэвиду Суше он проигрывает в профессиональности, погруженности именно в комбинации-игры тех же серых клеток.

Пуаро, каким его играет Кеннет Брана в собственноручно сконструированной и театрализованной драме-мести с элементами новогодней сказки, в действительности не является тем, за кого себя выдает. Согласно внутренней логике режиссера именно такого фильма в сказочно-театрализованном мире по мотивам Кристи, где каждый не является тем, за кого его воспринимают, — почему бы не воспринять за "другого" и главного детектива?

И вот действительно в разных эпизодах фильма он и намекает своим беспощадным критикам и фанатам Кристи на что-то подчеркнуто-искусственное, артистически-химерическое и маскарадно-игривое — в самом себе, в Пуаро. Его демонстративные усы, словно приклеенные усы у героя Папанова из "Бриллиантовой руки", вот-вот отклеятся. Его регулярные ночные стоны-вздохи над портретом эфемерной красавицы — это вообще не Пуаро, чья страсть — не женщина, а ум.

Собственно, сам процесс расшифровки преступного ребуса в фильме Брана — это не продукт острой умственной деятельности детектива, а цепь случайностей, фактор его наблюдательности и артистической интуиции. И вот именно здесь остановлюсь и предложу, возможно, самую радикальную и забавную из версий этой премьеры. А что если, собственно, сам Кеннет Брана — как фанат Шекспира и хулиган-театрализатор — и намекнул в своем фильме, что Эркюль Пуаро именно в этом мире уже давно ненастоящий, уже давно подставной (как и другие герои). Возможно, этот Пуаро — талантливый актер на роль Гамлета, но в определенных предложенных обстоятельствах он играет известного детектива, который в последнем романе Кристи под символическим названием "Занавес" и должен был когда-то оставить свою обманчивую серую сцену? Староватый, но одержимый актер на роль Гамлета (и на другие шекспировские роли) в классическом ребусе Агаты Кристи — уже в роли Пуаро — разве это не феерический финал детектива, развязка которого — в духе самой же Кристи?.. 

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Вам также будет интересно