О культуре в последние годы говорят немало. Говорят пылко, заинтересованно. Более того. Многие не только говорят, но и делают.
Но почему же тогда происходит столь очевидное ухудшение состояния отечественной культуры?
Полагаю, что помимо всего прочего, причиной тому - наша культурологическая безграмотность, наше искреннее (или лукавое) непонимание истинной роли культуры.
В любой газете, в любой сводке теле-, радионовостей страничка, посвященная культуре, находится в конце, опережая лишь новости спорта и прогноз погоды.
Экономика и политика, политика и экономика - вот что прежде всего.
Странное дело. После стольких лет яростной критики марксизма с его приматом экономических отношений мы стали такими марксистами, каких еще не было в истории. Для нас сегодняшних материальное уже не просто первично - оно абсолютно. А идеальное, духовное? Нет, мы понимаем, конечно, что оно также должно быть. Но где? Зачем?..
В общем, сегодня мы относимся к культуре примерно как местечковое начальство, считающее, что главная задача местных «культармейцев» - дать хороший концерт между торжественным заседанием и банкетом. К сожалению, такое вульгарное, пренебрежительно-поверхностное отношение к культуре, как к форме заполнения досуга, прочно укрепилось на всех уровнях общественной иерархии.
Сказать, что такое отношение ошибочно, неверно, значит ничего не сказать. Речь здесь идет о серьезнейшей трагической ошибке, которую совершает наше общество и за которую уже сейчас мы платим разладом во всех сферах жизни, в том числе и в экономике.
Ведь что такое культура для человека, человеческого общества? Это то, что определяет содержание, характер, способ человеческой жизнедеятельности, его отношение к миру, другому человеку, самому себе. То есть культура - это своего рода программа взаимодействия человека с миром, которая приобретается им в процессе социализации. Причем программа эта, в отличие от жестких биологически заданных программ поведения животных или рукотворных компьютерных программ, есть программа гибкая, живая, способная к постоянному обновлению и нуждающаяся в таком обновлении. В этом ее безусловное преимущество над жестко заданными программами, но в этом же и своеобразный ее недостаток: культура - это поле, которое нужно постоянно культивировать, возделывать, иначе оно засохнет или зарастет бурьяном. А деградирует культурное поле - деградирует и его хозяин - человек. Примеры тому мы каждый день наблюдаем во всех сферах жизни: бытовой, производственной, политической, экономической.
Вы спросите, что делать?
Известно что - восстанавливать, а вернее, реконструировать отрасль продуцирования и повсеместного распространения культурных ценностей, способных оздоровить нашу общественную жизнь, сделать ее более гармоничной и перспективной.
Человечество давно уже выработало структуру этой отрасли. Она включает в себя такие формы продуцирования культуры, как философия (теософия), наука, литература и искусство. Именно они в своей совокупности являются средством общественной рефлексии, общественного самоосознания и самокультивирования.
Вы скажите, ведь все это у нас есть: и доктора с кандидатами философских и прочих наук, и писатели с поэтами, и художники, и композиторы.
Да есть. Но вы назовите хоть одного современного украинского философа, идеи, взгляды, суждения которого бы заинтересовали общество, стали предметом споров, дискуссий. А может, вы назовете писателя, поэта, чьи произведения активно читали, обсуждали, цитировали? Или вспомните фильм, спектакль, музыкальную премьеру из тех, что всколыхнули, разбудили, очистили и отмыли душу?
Может, земля наша, щедро одаривавшая соседние земли своими талантами, оскудела на них в годы суверенности? Вряд ли.
Так в чем же дело?
Те, кто осознают кризисное состояние нашей культуры, в качестве главной причины, как правило, называют отсутствие денег. Это еще одно вреднейшее заблуждение. Вернее, не одно, а целых два - одинаково демобилизующих, деморализующих общество.
Первое состоит в том, что для развития культуры обязательно нужны деньги.
В этом утверждении, пытающемся оправдать нашу культурную бездеятельность, доля правды переплетается с ложью. Ибо действительно отрасль продуцирования и распространения культурных ценностей нуждается в определенных средствах, но верно также и то, что не существует прямой зависимости между масштабом затрат и масштабом культурных достижений в каждом конкретном случае культуротворческой деятельности. Например, фильм Никиты Михалкова «Пять вечеров», снятый им за двадцать восемь дней на микроскопические средства, не уступает в художественном качестве и содержательности другим, более дорогим его фильмам. В то же время, многие дорогостоящие проекты, которые, как ни странно, активно осуществляются нашими современниками, оставляют в культурном пространстве след не более, чем фейерверк в ночном небе. Когда его веселые огоньки гаснут, тьма вокруг становится еще гуще и тревожней.
Поэтому я утверждаю: не в деньгах корень культурного прогресса. Уровень и качество культуры в первую очередь зависит от степени осознания обществом, и прежде всего его элитой, потребности в культуре как необходимом условии нормального развития нации.
В этом свете становится смехотворным другое оправдывающее культурную стагнацию утверждение - нет денег.
Деньги есть. И деньги не малые. Нам это постоянно демонстрируют проведением шумных, очень дорогих по затратам и очень дешевых по культурному наполнению акций, во время которых деньги едва ли не буквально выбрасываются на ветер. А ведь это только видимая часть айсберга...
Поэтому ссылка на отсутствие денег представляется мне малоубедительной. Не хочу показаться «святее папы римского», но вынужден сказать: главное, чего нам действительно недостает в отношении культуры, это истинного патриотизма. Подчеркну - истинного патриотизма, предполагающего любовь к своему, уважение к чужому и, главное, ответственность и еще раз ответственность за свою землю, ее историю и ее будущность.
Хочу отметить, что нам досталось от прежней системы широко разветвленная, во многих отношениях уникальная инфраструктура отрасли культуры. И формально она еще существует, что само по себе уже хорошо, ибо построение такой инфраструктуры заново потребовало бы действительно значительных средств. Но по сути своей эта инфраструктура находится в анемичном состоянии, прежде всего по причине социальной невостребованности ее творческого потенциала.
Кроме продукции шоу-индустрии, которую в цивилизованном мире по большому счету и не относят к сфере культуры, любой иной продукт творческой деятельности у нас просто не имеет перспектив. Потому дух культуротворческого поиска стремительно выветривается из храмов науки и искусства. Так называемые очаги культуры попросту гаснут. А, как известно, свято место пусто не бывает. И вот вам симптоматичный факт: в нефункционирующем Доме творчества писателей под Одессой на свой съезд собрались... «воры в законе» и «авторитеты» преступного мира из СНГ, Европы и США.
Характерный звоночек прозвучал из Одессы. А может, не звоночек, а колокол?
По ком звонит колокол?