В столичной «Кинопанораме» бывший киевлянин, а нынче успешный голливудский режиссер Вадим Перельман представил свою картину «Жизнь перед ее глазами» с Умой Турман в главной роли (лента снята еще в 2006-м). После Киева ленту увидят в Токио.
Судьба Перельмана напоминает «сказку о Золушке» — только в мужском обличье. Он родился в Киеве в 1963-м. Детство прошло в огромной коммуналке на улице Горького. Учился в школе № 33 на Печерске. В 1972 году умер его отец. Маме пришлось тяжело работать на фабрике «Жовтень» (она шила плащи).
Когда Вадиму исполнилось 14 лет, он эмигрировал с мамой сначала в Италию, а после — в Канаду (Торонто). Там будущий режиссер обучался в киношколе Райрсонского университета. Через два года он занялся съемками музыкальных видеоклипов, организовав собственную компанию Сanned Films.
В 1990 году Перельман переехал в Лос-Анджелес. И в течение последующих 13 лет занимался там созданием рекламных роликов. В том числе и для таких компаний, как Microsoft, General Motors, Panasonic, Nike, AT&T.
Настоящий успех к нему пришел в 2003 году в связи с фильмом «Дом из песка и тумана», который получил три номинации на «Оскар»: лучшие женская и мужская роли (Бен Кингсли и Шорех Агдашлу) и лучшая музыка (композитор — Джеймс Хорнер). В создании картины приняла участие продюсерская фирма Стивена Спилберга DreamWorks, которая оплатила половину из 16-миллионного бюджета.
— В Риме я случайно купил книгу Андре Дюбуса «Дом из песка и тумана», —говорит с легким английским акцентом Вадим. — Купил случайно, чтобы почитать в самолете. И влюбился в этот текст! Ревел как ребенок. Я вообще человек сентиментальный. Плачу везде, где только можно, даже в самолете. Ведь все мы росли на советских фильмах — «Летят журавли», «Баллада о солдате». Жаль только, что в Голливуде советское кино негде посмотреть, да и неинтересно его там смотреть…
Автором сценария своей первой картины выступил сам режиссер. Во второй раз, когда работал над картиной «Жизнь перед ее глазами», Перельман уже не рискнул сам писать сценарий, доверив это дело драматургу Эмил Стерн. Фильм поставлен по одноименной книге Лауры Козиске. Режиссеру понравился «сюжет о жизни, которой не живут». Картина повествует о домохозяйке Диане (ее в подростковом и взрослом возрасте сыграли две актрисы — Эван Рейчел Вуд и Ума Турман), которой не дает покоя лишь одно воспоминание… В отрочестве она пережила массовое убийство своих одноклассников. Спятивший подросток застал ее с подругой в женском туалете, направил на них автомат и предложил девушкам самим решить, кто же из них умрет: «Я убью одну из вас, только вам решать, кого именно» — «Не меня!» — «Если не тебя, то кого?» Героиня не называет имени подруги, но это подразумевается…
Диана таким образом сохранила свою жизнь ценой смерти подруги. И давняя история мучает героиню Умы Турман. Эта сцена и есть реальность фильма. А все остальное — то ли прошлое героини, то ли ее будущее. Поэтому Диана «вспоминает» и видит себя, несмотря на устроенный американский быт и крепкую семью, все еще старшеклассницей.
У нее близкая подруга из пуританской семьи Морин («Чем я заслужила иметь такую подругу?»), с которой они не разлей вода. Молодые женщины мило проводят время, влюбляются, иногда покуривают травку.
В сущности, эта картина — о дружбе и… предательстве. Прежде всего предательстве самого себя. В финале болезненное воображение Дианы рисует все ту же сцену расстрела: «Если не тебя, то кого?» — «Убей меня…»
Все люди похожи друг на друга и любой ценой хотят выжить. Режиссер как бы подспудно дает понять, насколько смерть легче, нежели подобная жизнь с камнем мучительных воспоминаний на шее. Этот страх передался и дочери героини, которая ненавидит школу и стремится сбежать оттуда и спрятаться пусть даже в дождливом холодном лесу…
Сам г-н Перельман заметил, что многие его картину «не поняли», но многие принимают ее слишком близко к сердцу. Режиссер играет со зрителем, дабы расшифровать цельную событийную картину младых лет своей героини. Картина по степени напряжения претендует на триллер и удерживает постоянное внимание недомолвками, многочисленными возвращениями к одним и тем же эпизодам. В ход идут даже цитаты из школьных учебников биологии («Сердце — самая сильная мышца организма», «У птиц есть крылья, но важен угол полета»).
Не ошибся режиссер и в выборе актеров. Экс-киевлянин восхищается Умой Турман: «У голливудской звезды огромный потенциал, и она проявилась в картине и больше, и глубже, нежели в своих предыдущих работах».
Оказывается, сейчас в Голливуде не так много актрис, которые могут обеспечить весомый зрительский интерес к картине. По мнению Перельмана, к таким голливудским дивам и можно отнести Турман. Ее «подруги по мощи» — Джоди Фостер, Николь Кидман и Джулия Робертс.
Еще одна удачная работа в картине — вторая ипостась Дианы — Эван Рейчел. Режиссер заметил ее после фильма «13» и считает ее самой талантливой молодой актрисой Голливуда.
Бюджет ленты «Жизнь перед ее глазами» не очень большой — 13 млн. долларов. «Жизнь…» снимали в рамках одной из независимых студий.
Уже следующую картину — «Полтергейст» — Перельман планирует снимать в мае на студии MGM. Бюджет составит 30—40 млн. долл.
— Если кино делается ради денег, то это пошло! – говорит режиссер. — Один раз проиграешь, и на тебе будет поставлен крест. А мне до сих пор за «Дом…» говорят спасибо! Будущий фильм с достаточно увесистым бюджетом я согласился делать потому, что меня уже никто не контролирует. Я мог и дальше работать в таком трагическом мелодраматическом жанре, но мне интересно показывать себя и другими гранями. Поэтому не сдаюсь! Глупую комедию я делать, конечно, не буду. А вот экшн — с удовольствием. Ведь каждый мой рекламный ролик — это мини-экшн. А вообще реакцию на тот или иной фильм тяжело спрогнозировать. Это черная коробочка с реальной живой аудиторией.
— Что вам особо запомнилось во время съемок фильма?
— Было много всего! Например, сцена Умы со своей экранной дочкой — в лесу. Тогда штате Коннектикут была засуха. Но когда мы приблизились к съемкам этого эпизода, то пошел такой дождь, какого не было, наверное, никогда и во Вьетнаме. Эту сцену снимали три дня. И, благодаря дождю, она вышла еще более впечатляющей.
— Сейчас вы снимаете большие полнометражные проекты, не скучаете по рекламе?
— Знаете, я горжусь тем, что ушел из рекламы. Хотя считаю, что реклама —первый шаг к фильму. Благодаря ей меня и заметили. Ведь я занимался рекламой тринадцать лет! Отойти от рекламных реалий мне помог оператор моей первой картины Роджер Дикинс. Перед началом работы я сказал: «Ты — самый гениальный оператор, которого я знаю. Поэтому ты и должен привязать меня к мачте и не давать рукам волю».
— В качестве литературного материала для экранизации вам интересны произведения русских или украинских писателей?
— В Голливуде мне предлагали экранизировать «Мастера и Маргариту»… Я прочитал это произведение Булгакова всего четыре года назад. То есть начинал читать «Мастера», когда был маленьким, но мне это почему-то сразу же надоело. А сейчас пришел к Булгакову вновь. Но фильма пока «не вижу». Например, не знаю, как сделать Кота. Да и вообще, американская экранизация русских романов — это фарс! Фарс — из очень тонкой сатиры.
— Какой вы все-таки режиссер — европейский или американский?
— Все говорят, что я американский режиссер с европейской базой. Впитываю все автоматически. Кстати, многим на Западе говорю, что следующая массовая съемочная площадка для режиссеров — это Киев. Из украинских актеров знаю лишь Богдана Ступку. Что вспоминаю, гуляя Киевом? Для меня воспоминания — это весь наш город. Отмечаю, что в Украину, к счастью, еще не пришел и не распространился этот повсеместный цинизм…
— Есть ли все-таки какие-то слагаемые успеха в Голливуде? По каким законам функционирует эта фабрика?
— Даже не знаю… Денег у меня не было, связей тоже, таланта… тоже. Я просто сел, написал сценарий, а потом протолкнул его. Словом, увлек студию.