«Уже два года подряд государственный бюджет нам ни копейки не выделяет на гастроли по Украине: в прежние годы мы хотя бы получали по 50—100 тысяч гривен и проводили около ста филармонических концертов», — признается «ЗН» генеральный директор Национальной филармонии Дмитрий Остапенко. Несмотря на то что Дмитрий Иванович на днях отпраздновал 60-летний юбилей и 45 лет творческой деятельности, в этой беседе он коснулся совсем не юбилейных тем.
— Дмитрий Иванович, каковы, на ваш взгляд, ключевые принципы организации работы Национальной филармонии? Ведь не секрет, что на концертах отечественных исполнителей у вас не всегда заполнены залы, а, например, на фестивале «Киевская Русь» Гергиева — зрителей более чем достаточно.
— В последние годы мы не страдаем от того, что залы не заполнены. Да, аншлаг не всегда. Но на две трети зал всегда заполняется. Здесь, конечно, много составляющих — прежде всего отсутствие средств на полноценную рекламу. Считаю, что одной из проблем у нас в государстве остается организация гастролей отечественных коллективов по Украине.
Сказать, что нет средств, — было бы несправедливо. Государство средства выделяет. Но используются они и распределяются, на мой взгляд, иногда не совсем правильно — в приоритетном понимании. Мне, как бывшему министру, тоже не удавалось развязать этот узел. Но тогда были другие проблемы. В советский период было определено, что бюджетные средства направляются на поддержку народного и академического искусства. Эстрада же должна быть самоокупаемой. Поскольку эстрада сегодня — одна, завтра — другая, послезавтра — еще какая-то. Народное же искусство — глубинно. Это источник, из которого рождается все, в том числе и академическое искусство.
Например, мы знаем, что в Киеве на Майдане провели концерт и туда «бросили» миллион гривен. Следовательно, профинансировали поп-группы. А у нас для того, чтобы воспитать музыканта высокого класса, нужно не менее чем пятнадцать лет. Например, в симфоническом оркестре у нас 90 человек. И можно подсчитать, сколько государство вложило средств, начиная с педагогической деятельности, на то, чтобы подготовить и создать такой коллектив. Это чьи средства? Наших граждан. Люди вкладывают их и рассчитывают на возвращение их в виде духовных ценностей, а именно: музыкальных программ, художественных выставок, спектаклей и т. д. И если бы нам дали этот миллион... Даже полмиллиона... Мы бы объездили ну если не всю Украину, то пол-Украины, где по 20 лет в селах нога живого артиста не ступала, где люди всем обделены... Мы, например, даем 800 концертов за сезон в общеобразовательных школах, и нам за это не платят ни копейки из киевской городской казны, поэтому для нас это убыточная деятельность. Практически эту работу мы осуществляем за счет своей хозрасчетной деятельности, чтобы не бросить детей. Нам нужна контрактная форма трудовых отношений. Ведь творческий коллектив — это организм, который постоянно должен омолаживаться. А выходит так, что человек не подает заявление и не идет на пенсию, поскольку прожить на такую пенсию нельзя. И для молодежи свободных мест нет. Поэтому самая талантливая и перспективная молодежь выезжает за рубеж, ищет себе заработки.
— Не без вашего непосредственного участия наша филармония в свое время приобрела новые инструменты — благодаря японскому гранту в 500 тыс. долларов. Как вам тогда удалось провернуть такую «операцию»?
— Посольство Японии в Украине проявило такую инициативу и определялось, кому же именно предоставить такой грант. Филармонию в то время возглавлял Владимир Анатольевич Лукашов, а я — Минкульт. Симфонический оркестр филармонии, созданный в 1995 году, был самым молодым в стране и у него не было своих инструментов. Поэтому мы заинтересовались этим проектом и начали искать пути его реализации. Со временем было подписано межгосударственное соглашение, по которому филармония получила этот культурный грант. Приобретение духовых инструментов, арфы, рояля фирмы «Ямаха» и группы ударных спасло будущее этого коллектива, ставшего известным в Европе и за ее пределами. Уже потом были предоставлены культурные гранты другим учреждениям — Национальному историческому музею, Театру Франко, Национальной опере в разных формах. В прошлом году прошли первые гастроли нашего симфонического оркестра, принимали нас очень хорошо, потому сейчас у нас есть предварительные устные предложения относительно гастролей на 2008 год, которые могут совпасть с Олимпиадой.
— Пожалуй, вам, как никому, известно, что многие отечественные музыканты сетуют на трудности, с которыми приходится сталкиваться, когда возникает желание выступить именно на сцене Нацфилармонии. Не у всех есть финансовые возможности для этого.
— Формируя репертуар сезона, мы обычно учитываем художественный уровень артистов и коллективов. Конечно, не всегда удается наполнять сезон исполнителями именно такого уровня. Поэтому и предоставляем возможность менее известным, но перспективным музыкантам выступать на нашей сцене. Если же говорить о нынешнем сезоне, то одно из главных событий — юбилей Романа Кофмана. Еще начинаем цикл «Симфоническая поэма»: Лятошинский и другие известные композиторы. Надеюсь, что в мае следующего года станет событием международный проект с участием нескольких стран — будут исполняться произведения Густава Малера. Событий будет много.
К нам часто обращаются молодые музыканты, желающие провести свой концерт в зале филармонии. Если это малоизвестный человек, мы не можем себе позволить просто так экспериментировать: придут люди или не придут? Конечно же, даем свою рекламу. Но рекомендуем исполнителю: «Давай вместе позаботимся о том, чтобы часть билетов была гарантированно куплена, а на остальные места хорошо бы пригласить людей в зал, лишь бы он не был пустым...». Ведь сегодня нет партийных или профсоюзных комитетов, которые бы покупали билеты для своих организаций и приглашали своих людей на концерты или спектакли. Это не арендная плата, а определенные условия — если хотите, чтобы концерт состоялся, то тоже поработайте на себя. Мы ведь не только творческая организация, но и хозрасчетная.