ЭРА ЭРЛА

Поделиться
Десятилетие своей творческой деятельности в Одессе отметил впечатляющей концертной программой гражданин Америки, заслуженный артист Украины Хобарт Эрл...
Заслуженный артист Украины гражданин США Хобарт Эрл

Десятилетие своей творческой деятельности в Одессе отметил впечатляющей концертной программой гражданин Америки, заслуженный артист Украины Хобарт Эрл. Два вечера подряд в Большом зале Одесской филармонии звучала Третья симфония Густава Малера, произведение грандиозное, сложное для осмысления. Это была уже пятая из девяти малеровских симфоний, которые Эрл дирижировал (не считая Адажио из неоконченной Десятой). Руководимый Эрлом Одесский государственный филармонический оркестр, два хора, детский (художественный руководитель Таисия Сарычева) и женский хор консерватории (художественный руководитель Григорий Лионозов), а также меццо-сопрано Екатерина Вишневская исполняли грандиозное симфоническое произведение при полнейших аншлагах. Достойный финальный аккорд сезона и достойный пример празднования десятилетия, проведенного за дирижерским пультом.

В 1991 году появление (или явление) Хобарта Эрла совпало с обретением Украиной независимости, ломкой условий гастрольно-концертной деятельности. Уже в восьмидесятых годах филармонические концерты в Одессе потеряли публику: в холодном, неуютном зале было значительно меньше народу, чем на сцене. Абонементы на концерты симфонической музыки с грехом пополам удавалось распространить среди одесского студенчества, но слушателей от этого не прибавлялось. Если зал был заполнен более чем наполовину, концерт считался небывалой удачей сезона.

Все изменилось, когда в Одессе наступила эра Эрла. Молодой, амбициозный американец с первого выступления оркестра привлек в зал даже тех, кто весьма и весьма далек от серьезного искусства. Эту значительную часть аудитории Эрл привлек своим артистическим обаянием. Ведь на его концертах нет лекторов-музыковедов, дирижер сам, с трудом осваивая вначале русский, а потом и украинский языки, рассказывал слушателям об исполняемой музыке. Его шутливый тон снимал предубеждение против «трудных для восприятия» симфоний. Оказывается, стоит только внимательно вслушаться, а там музыка поведет за собой... Ничего страшного нет в том, что многие слушатели аплодируют между частями произведения. Не совсем прилично, зато ясно: оркестр сумел поразить, увлечь, порадовать. С 1993 года распоряжением Кабинета министров коллектив получил государственный статус.

В сезоне 1995 года, будучи уже заслуженным артистом Украины, Хобарт (или Хобби, как любовно зовут его одесситы, для сравнения — Миша Жванецкий, Рома Карцев, Люся Сатосова) подробно говорил о Третьей симфонии Ивана Карабица, а оркестр иллюстрировал его рассказ отдельными музыкальными фрагментами, и только после этого симфония прозвучала целиком.

— Тогда мне хотелось представить новую музыку постепенно, чтобы ничего не прошло мимо слушателя, — вспоминает Хобарт Эрл. Ведь даже музыканты сопротивлялись: «Хобби, что это ты нам принес, как это играть?» К сожалению, ваша система воспитания инструменталистов не предполагает изучения серьезных теоретических дисциплин: гармонии, анализа музыкальных форм. В этом смысле Принстонский университет дал мне даже больше, чем Венская академия музыки, где я позднее обучался дирижированию (диплом кларнетиста Эрл получил в Лондонской консерватории, — М.Г.), — теоретические знания необходимы не только теоретикам, но и практикам, тем, кто исполняет музыку! После исполнения Третьей симфонии Карабица я ездил к автору в Киев, задавал ему массу вопросов по поводу его произведения. Музыка ведь состоит не из одних только нот. Люблю приводить фразу Малера: «В партитуре написано все, кроме... самого необходимого».

Всенародная любовь не избавляет маэстро от нападок критики, как справедливой, так и необоснованной. Важно другое. Любая программа, исполненная государственным филармоническим оркестром под управлением своего главного, становится предметом горячих обсуждений. При всем том никто не может отрицать, что за прошедшее десятилетие и Эрл вырос как музыкант, и оркестр стал звучать неизмеримо чище, хотя нет-нет да и выдует валторнист или гобоист не ту ноту... Но это уже ЧП. Оркестр с Хобартом побывал 15 раз в 12 странах мира (США, Австралия, Австрия, Германия, Великобритания, Франция, Испания, Греция), выступал на престижнейших площадках (Карнеги-холл, Мюзикферайн, Кеннеди-центр, Барбикен-холл), записал с английской фирмой ASV серию компакт-дисков с произведениями украинских композиторов, которые ранее не записывались. Киевляне рукоплескали одесскому оркестру в залах Национальной оперы и филармонии. А сам дирижер констатирует:

— К сожалению, семьдесят процентов моей энергии уходит на дела не музыкальные, бытовые, представительские.

После того как Эрл уговорил городские власти перекрыть движение возле филармонии на время концерта (мотивировка: в музыке много пиано, а окна пропускают уличный шум), многое стало меняться на глазах. Губернатор Одесской области Сергей Гриневецкий изыскал средства для ремонта и реставрации филармонического зала, для приобретения нового «Стейнвея». Городской голова Руслан Боделан помог организовать благотворительный фонд «Музыкант», через который руководители успешных предприятий помогают оркестру в организации гастролей, оплате текущих расходов. Обновлен парк инструментов, сшиты новые концертные фраки. Все это в сегодняшних условиях приобретает масштабы серьезных завоеваний, и даже не поворачивается язык лишний раз просить коллектив побольше выступать с солистами-инструменталистами (событиями сезона стали программы с пианистами Николаем Петровым, Питером Донохоу), чаще готовить премьеры и тому подобное.

А нынешней весной оркестр был в турне по Австрии. Четыре концерта в Вене (снова Мюзикферайн!), Граце, Айзенштадте (дворец князя Эстергази) и Линце проходили под почетным патронатом министра иностранных дел Республики Австрии Бениты Ферреро-Вальднер, а также посла Украины в Австрии Владимира Огрызко. Это уже третье появление одесситов на австрийской земле, и оно было достойно отпраздновано в Культурном центре Герберта фон Караяна. Хорошую прессу получило исполнение последнего произведения австрийского композитора Теодора Бергера «Fonotolium», написанного в 1987 году (мировая премьера состоялась 30 июня 2000 года в Одессе), а тринадцатилетняя пианистка Ирина Арбатская сумела растрогать и поразить венцев проникновенным исполнением Шопена и Чайковского. Ира уже подготовила несколько программ с Одесским филармоническим, знатоки прочат ей большое будущее.

Подводя итоги десятилетия своего пребывания в Одессе, Хобарт Эрл по праву может гордиться. В конце концов здесь он создал семью, женившись на скрипачке оркестра Аиде Сорочинской, а значит, всерьез пустил корни в Украине. О чем-то, конечно, дирижер и сожалеет, например о том, что до сих пор руководимый им коллектив так и не побывал на гастролях в Венесуэле, родине Эрла. Но ведь первые десять лет и должно быть трудно. Думаю, публика Каракаса и других городов Венесуэлы еще оценит мастерство одесских музыкантов. Каких-то десять лет назад о таком рассуждать и в голову бы не пришло.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме