Ю.Никитин. Портрет Гальшки, княжны Острожской. 1998 г. |
Острожская академия празднует свое 425-летие, стремясь к возрождению традиций и возвращению той эстетической атмосферы, которой была окрашена общественная жизнь средневекового Острога — обращенного к европейской культуре города.
В украинской истории более трехсот лет Острог был той точкой, в которой скрещивались и вступали в единоборство политические амбиции и религиозные разногласия. Расположившись сегодня в стенах бывшего монастыря капуцинов — архитектурного ансамбля XVIII века, — возрожденная академия задалась целью сделать Волынский край олицетворением духовной гармонии, а не полемики. Капуцины были изгнаны из Острога при русском царе Николае I. Отреставрировав их монастырскую церковь и преобразовав ее в Духовный центр Острожской академии, вуз учредил там экуменический храм. В его стенах может проводить богослужения любая конфессия. К юбилейным торжествам именно здесь расположилась выставка живописи и иконописи киевского художника Юрия Никитина «Неувядаемый цвет». Инициатором ее выступил ректор Национального университета «Острожская академия» Игорь Пасичник, реализации содействовало киевское агентство «Практик». А первым посетителем выставки стал Президент Украины Леонид Кучма, прибывший на юбилей в Острог.
Творческие контакты художника с Острогом насчитывают много лет. В 1987 году, пользуясь раскрепощенной атмосферой перестроечных лет, Острожский историко-культурный заповедник приобрел у киевского автора пять работ. Нынче они включены в постоянную экспозицию острожского Музея книги и печати, расположившегося в одной из красивейших башен Острога — Луцкой. В 1996 году Острожская академия объявила конкурс на портрет одной из основательниц прославленного заведения — княжны Гальшки (Эльжбеты) Острожской, прижизненных изображений которой не сохранилось. К участию в нем Юрий Никитин подошел серьезно: изучал фамильные портреты рода князей Острожских, изобразительные и литературные памятники той эпохи. Портрет Гальшки работы Юрия Никитина стал украшением академического музея. Представлен он и на выставке. Получив колоссальное наследство, юная внучка магната Константина Острожского стала одной из самых богатых невест Польши и жертвой бесконечных матримониальных интриг. Княжну трижды выдавали замуж, не спрашивая ее воли. Овдовев после 14 лет жизни с последним — престарелым и нелюбимым — супругом, она вернулась в родной Острог под опеку дяди — прославленного защитника православия князя Василия-Константина. Потеряв в перипетиях судьбы душевное равновесие, Гальшка все же нашла в себе силы и здравый рассудок, чтобы большую часть своего баснословного наследства передать на развитие Острожской академии. Поэтикой трагической полулегендарной судьбы княжны Гальшки окрашены художественные акции академии сегодня. Согласно волынским легендам, дух несчастной аристократки и теперь иногда можно видеть над Замковой горой, подобно птице витающим над башнями родового гнезда.
Никитинский портрет Гальшки, помимо его живописных достоинств, признан острожскими искусствоведами безупречным с точки зрения восприятия истории. На выставке представлены и другие работы художника, так или иначе органично вписывающиеся в атмосферу старинной церкви. Название выставке дала авторская версия иконы Богоматери «Неувядаемый цвет» — чарующего образа, рожденного славянским барокко. Впрочем, Никитин не пишет в духе исторической стилизации. Он попросту развивает классические живописные приемы живописи маслом и яичной темперой, а также энкаустики.
Период искусства постмодернизма, названный итальянским критиком и куратором Акилле Бонито Оливой «эпохой цитирования», имеет отношение не только к концептуализму, но и к современному искусству в целом. И если в иконах Юрий Никитин отстаивает свое право работать в максимальном соответствии с богословским каноном, то его живописные работы действительно насыщены цитатами, взывающими к исторической памяти зрителя. Поэтому можно увидеть на выставке и мотив «Христа — виноградной лозы», многогранно разработанный в свое время именно острожской иконописной школой, и приемы старинных натюрмортов «обманок», фиксирующих в своих композициях материальные фрагменты быстротекущего времени, и символику пилигримства в виде морских раковин, как на портрете странствующего философа Григория Сковороды.
Понимая значимость возрожденной Острожской академии в восстановлении и развитии идей просветительства, художник оставил ей в дар портрет Сковороды, названный «Херувимский странник». Эта картина стала основой академической коллекции современного искусства. А здравица «Многая лета», исполненная художнику студенческим хором академии в прекрасном острожском распеве ХVI века, увенчала изящную канву выставки, напоминающей о незыблемости эстетических традиций.