ЭХО СТИЛИСТИЧЕСКОГО РАРИТЕТА

Поделиться
Слово «Титаник» сегодня на слуху у планеты: одноименный фильм, побивший все рекорды постановочной стоимости, стал также мировым рекордсменом по прокатной прибыли и числу завоеванных «Оскаров»...

Слово «Титаник» сегодня на слуху у планеты: одноименный фильм, побивший все рекорды постановочной стоимости, стал также мировым рекордсменом по прокатной прибыли и числу завоеванных «Оскаров». Фильм попал «в точку», сфокусировав всеобщий интерес на знаменитых экс- и интерьерах великого судна, почти копиях с натуры, - оживившая историю режиссура сделала их главным героем грандиозного киношедевра, воссоздавшего известнейшую морскую катастрофу нашего века.

А все началось в 13 часов 10 апреля 1912 года, когда из английского порта Саутгемптон в Нью-Йорк вышел в свой первый рейс крупнейший в мире по водоизмещению (46328 брутто-тонн), величине (длина - четверть километра, высота - с десятиэтажный дом), быстрейший (до 25 узлов - около 45 километров в час) океанский лайнер, краса и гордость британской судоходной компании «Уайт стар лайнз». На нем было 762 каюты, парижское кафе и рестораны, танцевальный и спортивный залы, плавательный бассейн, турецкая баня, его прогулочные палубы и коридоры тянулись на семь километров, к услугам богатых пассажиров предоставлялась собственная палуба. Двигатели этого чуда техники развивали мощность до 55 тысяч лошадиных сил, билет в каюте «люкс» стоил 4350 долларов, судно впервые считалось непотопляемым - гарантией его разрекламированной живучести было двойное днище и 16 герметичных отсеков. Для питания пассажиров (а на борту «Титаника» находились пассажиры самые разные - от сверхбогачей в первом классе до беднейших из бедных эмигрантов в третьем) в провизионных камерах помещались, в числе прочих продуктов, 44 тонны мяса и птицы, 27 тысяч бутылок пива и минеральной воды, 35 тысяч яиц, 40 тонн картофеля, 5 тонн сахара. Пресыщенные обитатели первого класса почивали в своих роскошных каютах - в их числе был и Брюс Исмей, председатель правления компании «Уайт стар лайнз», - бездельничали и играли в бридж в курительном салоне. Среди них было немало миллионеров, богатейших людей своего времени, сдавших личные украшения и драгоценности в корабельный сейф, - таковые оценивались в миллионы фунтов стерлингов.

К ончилась же эпопея пос-

ле пятых суток пути, ког-

да позади остались французский Шербур и ирландский Квинстаун. Великолепное судно приближалось к берегам Америки - в 23.40 впередсмотрящий Фредерик Флит увидел впереди силуэт «темного объекта», оказавшегося айсбергом-убийцей, а уже в 2.15 ночи под водой скрылся капитанский мостик. В 2.18, за две минуты до гибели, корма поднялась над океаном на 60 метров, что для падавших в воду людей означало немедленную гибель. Наконец от чудовищного давления воды не выдержали железо и сталь, в гигантском чреве лайнера все начало рваться, грохотать и рушиться. С разрушением котлов и машин стало гаснуть наружное и внутреннее освещение, и в 2.20 «Титаник» полностью исчез с продолжавшими еще гореть зелеными и красными бортовыми огнями.

Семь десятилетий координаты катастрофы, переданные с борта судна, не могли навести на его подводный след и даже были названы неверными. Теперь их достоверность стала фактом. «Титаник», обнаруженный 1 сентября 1986 года американской поисковой группой Роберта Бэлларда (подробно об этом - в журнале «Всесвіт», №7 за 1987 год) всерьез качнул мировой информационный рынок. Ажиотаж вокруг лайнера не утихал - экспедиция французских специалистов в июле-сентябре 1987 года, вооруженная подводным автономным аппаратом «Наутилус» и телеуправляемым роботом «Робен», добавила к этому новый стимул.

28 октября 1987 года в парижском пригороде Сен-Дени в лаборатории научного центра государственной компании «Электрисите де Франс» состоялся показ предметов, поднятых с океанского дна и доставленных в порт Лорьян вспомогательным экспедиционным судном, - двухчасовая телетрансляция на многие страны познакомила человечество с частью подводных «трофеев». Фаянсовая и серебряная посуда, посеребренный половник, футляр с очками, бронзовая плита с ажурным барочным орнаментом, навигационный компас, кожаный мешок с монетами и банкнотами, небольшой сейф, выставленные перед представителями информационной индустрии мира, плюс мастерский документальный фильм о затонувшем лайнере сделали свое дело: «Титаник» получил очередную рекламную «страховку», фокус интереса сместился с факта сенсационного открытия в историко-культурную сферу.

Поисковая активность, ее результаты и демонстрационные последствия высветили не только далекое океанское дно и факт редчайшей находки. Мир стал свидетелем триумфа науки, ультрасовременной компьютеризированной съемочной аппаратуры, поразительной по совершенству и возможностям фото-, теле- и кинодокументалистики.

«Титаник» был великолепным плавучим дворцом, впечатляющим своей художественной стилистикой и промышленно-технологическим дизайном. О его изумительных интерьерах в зарубежных публикациях, а их были тысячи, почти ничего не сказано, нет и исследований на сей счет, поэтому на этом есть смысл остановиться.

В те годы нагляднейшими мерками уровня художественных ремесел стали именно океанские лайнеры - воплощение специфики национальных традиций в конструировании и оформлении интерьеров жилых апартаментов, стилистические визитные карточки державного реноме. В европейских странах такие суда, перейдя в категорию символики, утверждали принцип государственного престижа, становясь особого рода «фирменными знаками» и витринами технологических новшеств.

Дизайн лайнеров подчеркивал художественные принципы тех времен убедительно и доходчиво, практичная и простая стилистика была характерна для новейших итальянских лайнеров «Виктория», «Конте Гранде», «Вулкания» и «Сатурния»; рекорды красоты в отделке салонов и кают первого класса ставил более крупный «Конте ди Савойа», оформленный известным декоратором Пулитцером, а сиявший великолепием «Рекс», крупнейшее трансатлантическое судно страны, был в то же время образцом стилевой строгости. Германия силами ответвлений «Немецких мастерских», прославленных напольными коврами, обивочными тканями и обоями, отдекорировала более поздний «Бремен» - красивейшее океанское судно, отделка которого не выходила за рамки гармоничной сдержанности, в противовес интерьерной барочной пластике колосса «Кайзер Вильгельм II». Бороздил воды Северной Атлантики французский «Иль де Франс», работа знаменитого декоратора Поля Пуаре, мастера золоченой мозаики и цветочных сюжетов в напольных коврах, оформившего корабельный ресторан циновками «под джунгли» с красно-зелено-голубыми оттенками цветовых переливов.

Еще Первая, 1902 года, Международная выставка современного декоративного искусства в Турине дала ясно понять, что дизайнеры Франции, Австрии и Германии уверенно шествуют к своему собственному стилю, в обзорах же английского раздела выставки сквозило раздражение в адрес консервативной Англии, цеплявшейся за стили шератон и чиппендейл и одновременно стремящейся к возрождению готики. Такая однозначность имела свой подтекст. В Англии художественные принципы в производстве мебели, усиленные консервативным духом нации, импонировали предпринимателям безотказно, при этом традиционный подход к интерьеру опирался на практику привлечения к делу одной из крупных фирм, обладавшей персональной службой дизайна и разрабатывавшей всю обстановку. В интерьерах проскальзывали ощутимые отголоски исторических стилей, причем «на ура» шло украшательство викторианской эпохи.

Консерватизм этих традиций был убедительно подчеркнут в интерьерах «Титаника» - гигантского трансатлантина, фокусировавшего новейшие формы суперсовершенного судна, скрывавшего за ультрасовременной на то время оболочкой великолепные интерьеры с историко-стилистическими намеками и параллелями. На фоне упомянутых лайнеров стиль интерьеров первого класса «Титаника», детища судостроительной фирмы «Харланд энд Уолфф» в Белфасте, отличался тяготением к особому комфорту, нацеленному на состоятельных клиентов, в этом плане он был близок к практике французской. В целом оформление лайнера было далеким от стиля умеренных цен, рассчитанного на потребителя «средней руки», на которого ориентировались фирмы США, Скандинавии и (в ряде случаев) Германии. Роскошные, полные раритетов и произведений искусств интерьеры холлов и курительного салона, бронза и стильная мебель, венецианские зеркала и цветные витражи, традиционные английские камины и роскошные портьеры - налицо была та самая эклектика с широкой ценностной шкалой, доведенная на «Титанике» до потребительского люкс-уровня. Взлет фантазии, раскованность выдумки - кредо рыночной состоятельности - обусловили сверкающий лоск лайнера и престижную изысканность его интерьеров для избранных. Лексика стилевых фраз здесь ошеломляющая: то перескакивающая в середину прошлого века, эпоху кабинетов в стиле староанглийском, ванных - турецком или венецианском, столовых - цопф, в годы капитуляции красного дерева перед орехом и дубом, то напоминающая знаменитые работы шотландца М.Х.Бейли-Скотта, гения художественной обработки английских коттеджей с их утонченными уголками для отдыха и кованными медью каминами.

Было в интерьерном богатстве лайнера и нечто в духе мага стекольных дел Рене Лалика, утвердившего стекло в качестве современного дизайн-материала, - витрины курительного салона «Титаника» и стеклодекор его обстановки. Намеки на викторианство, отголоски «чистых комнат» («Gute Stube») и репрезентативных «воскресных комнат», в подражание аристократическим салонам, кресла в линиях английского неорококо и кожаные диваны а-ля «клубный гарнитур» - обстановка салонов и кают первого класса была вполне во вкусе привыкшей к вальяжной роскоши публики. Интерьерная атмосфера респектабельности все еще несла налет сентиментальности в духе бидермейера. Стиль этот (в переводе - «бравый господин Мейер», лексическое детище поэта-острослова Эйхродта) оставил здесь на память красоту мебельных форм, благородство материалов и отличную столярную обработку; инкрустация и иные декоративные техники, встречавшиеся на судне в основном в оформлении дорогих изделий, соседствовали со стульями и креслами мягкими или плетеными, данью моде, опиравшейся на особое тогда внимание к удобству сидения.

Таковой была интерьерная обстановка лайнера, поистине сказка наяву. Компания «Уайт стар лайнз» обещала пассажирам земной рай - и они его получили.

Подняв на поверхность, при строжайшей консервации, ряд фирменных предметов сервировки стола и интерьерной отделки лайнера, французская фирма «Инфремер», владелец «Наутилуса» и «Робена», сделала великолепную рекламу и самим подводным работам, и вошедшей в историю стилистике «Титаника». В этой связи приходит на память резюме Джерома К.Джерома, относящееся еще к 1888 году: «Все теперешние сокровища искусства три-четыре века тому назад были банальными предметами повседневного обихода... А чего ждать в будущем? Всегда ли дешевые безделушки прошлого будут казаться сокровищами?»

Как сказать... Магия старины - категория особая. Ведь не случайно за последние годы за рубежом - в частности в США и Франции - сквозит явная симпатия к вроде бы давно канувшему в небытие стилю эпохи украшательства, относится это и к промышленному дизайну, где коммерческий стайлинг продолжает успешно конкурировать со своими функциональными разновидностями. «Безделушки» с паутиной времени, как видим, не теряют своей исторической прочности, внеконкурентным свидетельством чему является покоящийся на далеком дне и попавший под прицел теле- и киноглаз «Титаник», покрытый глубоководным налетом легенд и вписавшийся в категорию редчайшего раритета.

Доказательство в пользу «безделушек прошлого» - разбросанные по дну старинные статуи и металлические стойки от спинок кроватей, бронзовые элементы барочной лестницы салона первого класса и декоративная накладка интерьерной облицовки, посуда и отлично сохранившаяся хрустальная люстра, давшая пристанище кожистому кораллу, - все составные корабельной стилистики, сверкавшие в лучах прожекторов подводного робота. Появившись на кино-, телеэкранах и глянцевых страницах популярных журналов мира, они, как и последний, заваленный «Оскарами» фильм о «Титанике», не только взвинтили зрительский интерес, но и доказательно подтвердили, что историческое «паблисити» легендарного лайнера по-прежнему звучит неослабевающим эхом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме