Джазовые вариации на заданные темы

Поделиться
Джазовые вариации на заданные темы Квинтет Херби Хэнкока © Владимир Осипенко
Пять дней Львов принимал седьмой Аlfa Jazz Fest. Если в будущем году состоится восьмой форум, то не исключено его новое название: "Леополис джаз фест".

Пять дней Львов принимал седьмой Аlfa Jazz Fest. Если в будущем году состоится восьмой форум, то не исключено его новое название: "Леополис джаз фест".

Такие возможные изменения - результат смены главного спонсора фестиваля. Им, как известно, является "Альфа-Банк Украина". Но после сильного давления - извне и изнутри - "Альфа" покидает пост титульного финансового гаранта…

Поддержку фестивалю оказывали еще три большие компании. Поэтому новации непременно грядут. Однако исполнительный директор фестиваля Наталья Горбачевская уверяет: на протяжении семи лет деятельности джазовый форум во Львове получил столь высокий статус, что за будущим финансированием дело не станет.

Среди присутствовавших на нынешнем фестивале, в отличие от прошлогоднего, не были замечены многие известные украинские политики, внезапно "охладевшие" к джазу (в силу им одним понятных причин).

Светились, в основном, исполнители украинской рок- и поп-сцены, приехавшие не столько себя показать, сколько на других посмотреть: Джамала, С.Вакарчук, Фагот из "ТНМК", др. Говоря словами А.Когана, это "представители популярной музыки с человеческим лицом".

Формат джазового форума проекта расширился до пяти дней, на трех главных сценах публика услышала 30 коллективов. Более 200 музыкантов из 15 стран. За звание лучшего уличного бэнда боролись еще более 40 молодых отечественных групп. Победил львовский ДикоBrass, в поддержку которого слушатели отправили 314 sms, в результате чего парни выиграли 25 тыс. грн на приобретение инструментов.

Поклонники джаза на площади Рынок посмотрели выставку работ киевского джазового фотохудожника Олега Ницко, ушедшего из жизни несколько месяцев назад.

В шести переполненных клубах буйствовали ночные джазовые бдения.

Днем в парке им. Б.Хмельницкого проходили традиционные джазовые кинопоказы коллекционера Леонида Гольдштейна.

Состоялась серия мастер-классов западных джазовых мэтров. Под эгидой фестиваля сыгран футбольный матч памяти львовянина-динамовца Андрея Баля, на Youtube шла высококачественная по картинке и звуку прямая трансляция вечерних концертов, несколько выступлений на главной сцене записал французский телеканал Mezzo.

В этом году обладателем статуэтки и денежного приза им. Эдди Рознера стал легендарный 76-летний уроженец Кубы пианист Чучо Вальдес.

Конечно, музыка - явление глубоко субъективное и как творческий продукт, и как объект восприятия. Поэтому, не претендуя на истину в последней инстанции, поделюсь собственным рейтингом, составленным в результате прослушивания 10 звездных коллективов сцены Эдди Рознера…

Называю в порядке возрастания: Чайна Мозес, Буйка, Грегори Портер, Авишай Коэн и INSO-Lviv Orchestra, Mare Nostrum, Gordon Goodwin's Big Phat Band, Yellowjackets, Чучо Вальдес, The Chick Corea Electric Band и Херби Хэнкок.

Теперь подробнее о главном. Открыл фестиваль американский "белый" Gordon Goodwin's Big Phat Band. Оркестру 18 лет, в нем 18 музыкантов. Своими кумирами пианист, саксофонист, аранжировщик, дирижер и бэндлидер Гордон Гудвин называет Каунта Бейси и Дюка Эллингтона. Его команда ничем не уступает их супероркестрам.

Звучали поразительно сыгранно, идеально интонировали богатые многоголосные вертикали. Квартет флейт "свалил с ног" удивительной красотой звука, ансамбли труб, саксофонов, тромбонов, изобретательные соло и дуэты демонстрировали высокую культуру исполнения, принося большое удовольствие слушателям. Играли лирические баллады, живые юмористические зарисовки, знаменитую Rhapsody in Blue Дж. Гершвина, популярную в более поздней симфоджазовой версии и написанную первоначально именно для фортепиано и джазового оркестра (в ее укороченном варианте соло на кларнете сыграл Sal Lozano).

Прозвучали "коронки" - посвящение Бадди Ричу, Jazz Police, диснеевские шутки. И на закуску американцы не могли не порадовать вариациями на тему "Щедрика" М.Леонтовича (у них - Carol of the Bells), нашей рождественской попевки, бытующей в США с момента гастролей в 1922 г. киевского хора п/у Александра Кошица.

Певица Буйка
Певица Буйка
Владимир Осипенко

Певица Буйка - яркая представительница этно-фьюжн джаза, обладательница красивого с хрипотцой голоса, во Львове была изысканно, в фольклорном духе одета, пела "из тайников души". Испанская вокалистка африканского происхождения довольно популярна. Она сочетает в своем репертуаре стилистику разных народов: фламенко (певица с Майорки), африканские ритмы, просторные джазовые импровизации. Необычен тембр аккомпанирующего квинтета, в составе гитары, баса, двух кахонов и тромбона - свежее, неординарное соединение. В репертуаре - народные песни, стандарты, авторские композиции. Не забыла популярную музыку, исполнив кубинскую песню 20-х прошлого века Siboney.

Второй вечер выдался светлым, свежим. Галицкий симфонический оркестр малого состава (60 участников) INSO-Lviv сильно подготовился к выступлению. Оркестровые группы хорошо сыграны, звук сбалансирован, не прозвучало ни одного кикса меди. "Солировало" израильское трио Авишая Коэна с его авторской музыкой. Звучали интересно, выверено, культурно.

Дирижер-немец Кристиан Шуман сумел донести свое видение материала до подопечных, ответивших идеальным пониманием поставленных задач.

Первые две чисто оркестровые пьесы, вроде увертюры концерта, были насыщены отзвуками Р.Вагнера, Р. Шумана, импрессионистов. Известную балладу Child is Born 2001 г. сыграли тонко, мягко. Коэн много пел (играет он лучше, хотя многим нравится его вокальная искренность). Сменялись испанские, еврейские интонации, полиритмия барабанщика и пианиста, многочисленные постукивания по корпусу контрабаса.

Заключительный феерический номер с виртуозными соло лидера проекта - вокал, контрабас, аккордовые форте рояля, гром барабанщика и тутти оркестра. На бис две пьесы в формате трио. И распоследняя лирическая бисовка - печаль о невозможности
счастья, заканчивающаяся оптимистическим мажором - хит Nature Boy Нэта Кинга Коула. Wow! Впечатлили.

Активно, с напором отыграли "заслуженные артисты электро-фьюжна" Yellowjackets, в нынешнем году отмечающие 40-летие основания. В составе квартета один из его родоначальников, 65-летний клавишник Руссель Ферранте, 64-х летний саксофонист Боб Минцер - старшее поколение; басист Дейн Элдерсон и барабанщик Уильям Кеннеди - тоже не юноши. Но все они, как и много лет назад, находятся в отличной творческой форме (крепкое вино с годами только усиливает букет). Играли без намека на "легкость жанра", в которой были замечены в Киеве несколько лет назад, глубоко, с большим вдохновением и грувом.

Для меня "слабым звеном" фестиваля оказалась американка, работающая во Франции, Чайна Мозес. Хотя на другой сцене она бы выглядела, возможно, гораздо убедительнее, крепче, органичнее. Очень много говорила, мало пела. Голос небольшой, не импровизирует. Применила все вообразимые средства для раскрашивания своего выступления, начиная от ярко-розового короткого теплого балахона и высоких сапог, сценки с бутылкой и бокалом в руках, в которой изображала пьяную даму, и заканчивая малоинтересной музыкой. Но публике понравилась: "На каждый товар есть свой покупатель".

Зато второй сет с Чучо Вальдесом произвел эффект бомбы. Пианист - один из основателей легендарной кубинской группы Irаkere. С момента кульминации звездной славы лауреата шести Grammy и трех латинских Grammy, музыкант изменился только снаружи. Чучо - 76. Он тяжеловес, тихо говорит. Но как только прикасается к клавишам, преображается в молодого, неподражаемого артиста, полного сил, идей, совершенной техники, великолепного звука и огромного мастерства. Играет достаточно традиционно, но с большим индивидуальным шармом, каждая пьеса звучит шедевром. Играл композиции разных лет, ловко вворачивая баховские, шопеновские, моцартовские, бетховенские хиты.

Чучо Вальдес
Чучо Вальдес
Владимир Осипенко

В понедельник ровно, без особых взлетов и потерь отпел хорошо известный украинским слушателям баритон Грегори Портер. В нашей стране лет
10 назад он начинал в сопровождении скромных аккомпаниаторов во главе с отечественным басистом Аркадием Овруцким. Портер пошел вперед, номинировался на Grammy за каждый из четырех студийных альбомов, записанных в последние семь лет, и, наконец, добрался до победы - он лауреат престижнейшей мировой награды нынешнего года.

Но, честно говоря, христианско-семейная тематика и музыка "не зажигали". Начал с шустрой On My Way To Harlem, в зале были поклонники, подпевающие повторы. Не обошел свой хит Liquid Spirit, титульную песню одноименного альбома 2013-го. Отлично поддерживали партнеры, украшавшие композиции затейливыми импровизациями, особенно пианист Чип Кроуфорд.

Публика, конечно же, ждала Хэнкока. В антракте вместо привычной Yamaha на сцену выкатили специально доставленный итальянский рояль Fazioli, эндорсером которого является американец.

Хэнкок не играет на потребу публики, достигнув нынешнего положения и четырнадцати Grammy, он делает, что хочет. Начали "просто", но плотно, ревом авиамотора, накатывая, поднимая самооценку и усиливая либидо каждого в зале.

Слух продирался сквозь непростые ладотональные и гармонические дебри, абсолютно естественно "нанизанные" на постоянно меняющийся метроритмический каркас.

Было чрезвычайно интересно, поскольку лидер и именитые коллеги по квинтету играют сложную, глубокую музыку и делают это с высоким мастерством.

Нынче в зените молодой двухразовый обладатель Grammy саксофонист и клавишник Террас Мартин.

"Африканские" вокальные реплики гитариста Лайонела Леке и могучий электро-бас Джеймса Джинаса дополняли тембрально. Впервые (для меня) запел и Хэнкок. Славно "вышивал" ритмические узоры супербарабанщик Винни Колайута, умеющий все на свете и игравший за свою жизнь со многими суперзвездами джаза, рока и поп-сцены.

В течение часа выступление скорее примыкало к академической новой музыке, эпизодически обнажая "первичные половые признаки" джаза. Слушать было непросто, но оооочень интересно. Хэнкок перемещался между роялем и синтезатором Korg Kronos.

Групповые и сольные импровизации буквально вздымались волнами симфонического развития, активно преобразовывая изначальное тематическое зерно, которое переставало занимать слух, растворялось среди потока возникающих огромных 20–30-минутных импровизационных полигонов, порой едва улавливаясь ухом.

Под занавес возник "рояль в кустах" - Чик Кориа вынес лидеру вечера его знаменитую белую "расческу", сел за рояль и вместе они выдали два старых добрых хита - Сandaloupe Island и Chameleon. Уже при появлении "Цыпленка" публика взревела от радости и на протяжении его "вмешательства" в сет Хэнкока танцевала, прихлопывала и, не переставая, радовалась жизни.

Последний вечер был не менее прекрасен. К сожалению, заболел участник трио Mare Nostrum шведский пианист Ян Лундгрен. Оставшиеся вдвоем итальянец-трубач Паоло Фрезу и виртуоз кнопочного аккордеона француз Ришар Гальяно отработали без потерь. Традиционно играли А.Пьяццоллу (Oblivion, Libertango), собственные композиции, "пропели" барочную арию XVII в. для soprano и basso continuo. Сладко и нежно импровизировали в духе европейского лаунжа.

Заключил джазовый марафон звездный квинтет - "электрический бэнд" с участием Чика Кориа, альт- и сопрано-саксофониста Эрика Мариентала, басиста Джона Патитуччи, гитариста-австралийца Фрэнка Гамбале (автора хороших гитарных учебных пособий) и барабанщика Дэйва Векла.

При первых звуках выяснилось, что творчески все пятеро очень молоды, играют весьма радикально, с мощью движущихся танков заряжая музыку современной, насыщенной энергией. Хотя каждый - джазовая эпоха, суперстар.

Потрясающая сыгранность (в этом проекте вместе уже
30 лет, записали восемь альбомов, объездили весь мир), взаимопонимание, высокая культура, сочетание всех стилей - джаза, рока, фанка, латины, академизма.

Мариентал - на первых ролях, великолепно импровизировали остальные. В начале и конце сета обладатель 22-х Grammy традиционно занялся с залом сольфеджио. Играли сложно гармонически, полиритмично.

P.S. Взаимное движение навстречу джаза и академической музыки началось с момента его рождения. Первые гастроли в начале ХХ в. негритянских бэндов вызвали бурное увлечение молодым музыкальным направлением европейских (и американских, конечно) серьезных композиторов - Дебюсси, Сати, Равеля, Стравинского, Шостаковича, Прокофьева, Гершвина и др. Одновременно негритянские музыканты-слухачи одолевали нотную грамоту, и сегодня нет джазмена, не владеющего ею. Теперь джазу системно, по разработанным методикам учат на соответствующих факультетах большинства американских и европейских музыкальных вузов. Углубление процесса вовлечения академической музыки в джазовые орбиты сегодня очевидно. И это не может не радовать. Современная музыка - конгломерат национальных и стилевых средств всех регионов и эпох. Ничто не возникает на пустом месте, и ничто не исчезает бесследно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме