Jazz In Kiev-2012, безусловно, - важнейшее событие киевской джазовой жизни. Недавний форум оказался камерным по сравнению с предыдущим. Его можно было бы озаглавить «диминуэндо». Звездой нынешнего джаз-марафона можно считать японскую джазовую пианистку и композитора Хироми.
Зал МЦКИ вновь принимал отметивший пятилетие фестиваль. Его открыл Kiev Big Band. Оркестр успешно занимает собственную нишу в музыкальной жизни столицы. Его художественным руководителем является молодой трубач Дэннис Аду. Бэнд исполнил авторские композиции участников, оркестрованные одним из лучших американских аранжировщиков, известным трубачом Майклом Ф.Моссманом.
Второй проект вечера - Miles Smiles - назван по заглавию пост-бопового альбома Майлза Дэвиса 1967 года. Его привезли в Киев экс-партнеры звезды американского джаза во главе с трубачем Уоллесом Рони, точно имитирующим манеру великого новатора. В секстете играли уже известные нам Джои ДеФранческо (непревзойденный органист), супербарабанщик Омар Хаким, традиционное соло которого в предпоследнем номере с нетерпением ожидал весь зал, и их коллеги. Понравилась композиция Tutu, сыгранная настолько идеально, что кажется, будто музыка покрыта слоем лака...
Следующий день открыл нежнейший европейский дуэт хорошо известного в Украине поляка-пианиста Лешека Можджера и шведского виолончелиста-контрабасиста Ларса Даниэльссона. Музыканты должны были играть втроем, однако барабанщик Магнус Острем не сумел долететь до Киева к выходу на сцену. Не смотря на форсмажорную ситуацию, артисты вышли из нее без потерь, «прошуршав» около полутора часов фрагментами сонористической программы Liberetto, одноименной релизу 2011 года. А на бис сыграли Smells Like Teen Spirit из обоймы Nirvana. После чего для многих, кому за сорок, «повеяло духом подростка».
В конце второго вечера сценический «градус» резко поднялся, наступило эмоциональное «сфорцандо». В Киев приехала японская джазовая пианистка и композитор Хироми (полное имя Хироми Уехара). Сегодня 33-летняя японо-американская джазвумен находится на вершине иерархической фортепианной пирамиды. Сделать карьеру в США иноземцам непросто. Многие приезжают завоевывать Америку, учиться, стремятся остаться, но везет не всем. Чтобы выдержать бешеную конкуренцию, нужно иметь дарование масштаба Стравинского, Рахманинова. И все же среди больших джазовых имен США немало варягов: Джо Завинул, Артуро Сандоваль, Миша Цыганов, Алекс Сипягин, Николай Левиновский, Вадим Неселовский, Руслан Сирота…
Начиная с 2003 года, Хироми удивляет своими достижениями джазовый мир. «Я вижу музыку, - говорит она, - вижу ее цвет. Мне не важно, это классика, джаз или тяжелый металл: если краски яркие, сочные, глубокие, значит, эта музыка достойна того, чтобы звучать». В Хамамацу, откуда пианистка родом, видеть музыку в красках с шести лет ее учила первый фортепианный педагог Нарико Накита. Она параллельно познакомила девочку с джазом, дав прослушать восьмилетней ученице записи Оскара Питерсона. Предложила самой поимпровизировать, и семена упали на благодатную почву. Нарико говорила: «Играй красный», когда требовалось подчеркнуть темперамент, или: «Попробуй синий», чтобы показать грусть. Джазовые «картины» Хироми в 2010-м звучали в парижской «Олимпии»: аншлаг, овации, десяток бисов. Ее первая пластинка Another Mind разошлась в Японии стотысячным тиражом. Продюсировал пианист Ахмад Джамал, четыре года опекавший дебютантку в стенах колледжа Беркли. Он считал своей главной работой «не научить, а просто не навредить и лишь слегка направить».
Всего на счету клавишницы шесть сольных альбомов и дуэтный диск с Чиком Кориа. Это он открыл Хироми миру, услышав 17-летнюю коллегу на ее родине. По-японски слово «музыка» изображается двумя иероглифами, означающими «звук» и «комфорт, развлечение». Может, поэтому атмосфера выступлений Хироми так насыщена позитивной энергетикой и оптимизмом?
Изящное создание, поддерживающее имидж хрупкой инженю, оказалось на поверку крепким орешком. Способность артистки развивать сильнейший грув, поглощающий, вызывающий желание ритмично двигаться и громко орать, мало вяжется с традиционным представлением о женском пианизме. Приемы Хироми охватывают всю эпоху джазового фортепиано, начиная от манеры ранних «щекотальщиков» до хорошенько проштудированного еще в детстве Арта Тейтума и любимого ею Эррола Гарнера. Она часто вскакивет, тянется к лежащей поверх рояля клавиатуре синтезатора, высоко и как бы непроизвольно поднимает ноги, даже закидывает одну на свой табурет, много играет стоя. Чрезвычайно свободна в ощущениях инструмента и старается так же легко чувствовать себя вне его. Играет почти исключительно в мажоре. Хироми - приверженица простого, ясного тонального звучания, крупной аккордовой техники, постоянно подчеркнутой слабой доли, активного использования обеих рук. Каждая выполняет свою миссию: левая великолепно аккомпанирует, правая - лидирует, сочетая гармонию с бешеными пассажами. Часто применяет риффы, что идет от Чака Берри, Джерри Ли Льюиса, Карлоса Сантаны, Дженис Джоплин и других монстров рока и джаз-рока, переигранных ею в юности. Мелкая техника пианистки идеальна по «дикции», насыщена репетициями (повторами на одной ноте). Она микширует джазовые, рок-, академические приемы и интонации, коих в ее арсенале - неизмеримо. Это удерживает наше внимание, «требует продолжения банкета».
Технический арсенал Хироми не имеет не только «слабого места», но даже крошечного «уголка». Интонационный запас поражает еще более, вмещая немалое количество разностилевого материала… Многочисленные смены метра бесконечно усиливают и разнообразят и без того мощный грув, с первого звука захватывающий слушателя.
К слову... Не очень люблю «джазовых интерпретаций» академической музыки. Когда тужатся поиграть на темы Равеля или Рахманинова, иногда вызывая лишь недоумение. Но большой парафраз пианистки по мотивам второй медленной части 8-й бетховенской сонаты был неимоверно изыскан, тонок, поразил изощренностью выдумки и интерпретационным богатством. За ним в «академическом» блоке проследовала сольная композиция, в которой исполнительница порадовала мимолетными цитатами из Хачатуряна, Гершвина, Шопена…
Финальный аккорд фестиваля взял крепкий ансамбль известного американского пианиста, композитора и педагога Кенни Вернера. За плечами каждого участника квинтета большой опыт. В качестве специальных гостей выступили экстатичный саксофонист Дэйвид Санчес и невозмутимый трубач Рэнди Бреккер (в Киеве играл четвертый раз). На контрабасе работал Скотт Колли, для которого, как и для лидера проекта, участие в фестивале Jazz in Kiev-2012 - дебют в Украине. Пятым стал барабанщик Антонио Санчес, чья прошлогодняя программа в стенах МЦКИ явилась открытием сезона.