Мода на джаз в Украине - уже устоявшийся и очень заметный тренд последнего времени. Практически каждый уважающий себя город пытается обзавестись джазовым форумом. Теперь мода докатилась и до пригорода. В селе Лесники, что в семи километрах от столичной городской черты по Новообуховской трассе, состоялся фестиваль Equi Jazz Fest.
Идея этого проекта принадлежит Олегу Герману. У него за плечами Полтавское музыкальное училище по классу тромбона, сотрудничество с земляком-дирижером Владимиром Шейко, организация гастролей победителя Евровидения-2009 Александра Рыбака, поддержка певицы Юлии Нельсон и группы D.Lemma.
C 2012-го в Киеве не было больших джазовых фестивалей. Идея нового форума носилась в воздухе. Организаторы арендовали современный конно-спортивный Equides Club, поставили на манеже продуваемый легким ветерком павильон с крышей над сценой и публикой и "выпекли первый блин" без кома.
Чудесный ландшафт, красивое озеро, отличная погода, уютные уголки отдыха, деревянная архитектура, поля для гольфа - все способствует приятному проведению времени. Плюс джазовая программа с участием украинских и американских артистов. Джаз в Украине становится все более модным. И вот даже в Лесниках побывали министр культуры Евгений Нищук, спортивный функционер Сергей Бубка, художник Сергей Поярков, певица Руслана Лыжичко…
Фестивальный вечер открыл квартет Jazz іn Kiev Band, аккомпанировавший лирической певице Лауре Марти. Исполняли собственные композиции. Сначала настраивались, потом звук выровнялся, возник интерес. Но в целом музыка не увлекала, английский солистки имел заметный русский налет. Хотя отмечу интересную, на мой взгляд, среди украинских коллег пианистку Наталью Лебедеву, скрадывавшую неяркость музыки хорошими импровизациями. Ее похвалил и г-н Кориа, на протяжении примерно 20 минут слушавший выступление наших музыкантов, стоя у барьера манежа.
Выступил и крымчанин-гитарист Энвер Измайлов. Много лет Энвер-ага выносит на сцену те же композиции. Но его совершенная, абсолютно безукоризненная техника и тонкая интерпретация родных мотивов подкупают, как и прежде. Все, что он играет, крепко замешано на крымскотатарской этнике.
Музыкант в совершенстве владеет манерой двуручной игры на гитаре, тэппингом, который самостоятельно разработал лет 35 назад, еще до того, как им повсеместно стали пользоваться на Западе. "Тэппинг" означает "постукивание". Говорят, им пользовался еще Паганини на скрипке. Воспринимать Измайлова не скучно, хотя он выходит на сцену в одиночестве. Сыграл несколько попурри на татарские, украинские и популярные темы.
Слушала и думала: несмотря на аннексию и преследования, крымские татары остаются украинцами. Исполнил вариации на знаменитую "Испанию" Кориа, предвосхищая выход гостей. Только дважды к гитаристу на короткое время по очереди присоединились молодые коллеги - крымчанин Руслан Болатов и 14-летний выпускник киевской ДМШ №8 Ваня Переверзев. Мэтр дал возможность перспективным украинским пианистам выйти на сцену в одном концерте с американской суперзвездой.
Главным событием вечера, конечно, стал концерт знаменитого американца, лауреата 22 Grammy Чика Кориа. В Киеве он играл с контрабасистом Авишаи Коэном и барабанщиком Маркусом Гилмором (внуком великого барабанщика Роя Хейнса).
Маэстро Кориа - 75 лет. Это подтянутый, приветливый человек - пианист, клавишник и композитор. Все его поведение и сценическая манера говорят о добром сердце и большой мудрости. Как и 10 лет назад в "Украине", когда публику спустили в партер и расположили поближе к сцене, музыкант попросил придвинуть вперед ряды стульев и разместить слушателей компактнее, чтобы видеть лица, иметь максимальный контакт.
Начал музыкальной разминкой: играл короткие попевочки.
Затем наступило то, ради чего собралась добрая тысяча киевлян. Американцы сыграли композицию 500 Miles High из первого альбома Light as a Feather ("Свет как перышко") основанной Чиком Кориа фьюжн-группы Return to Forever.
Тогда, в 1973-м в ней участвовали и другие будущие звезды стиля фьюжн: басист Стэнли Кларк, вокалистка Флора Пурим, ударник Аирто Морейра, позже - гитарист Эл Ди Меола.
Теперь, в формате трио, пьеса прозвучала камерно, лирично и эмоционально. Пассажи мелкой техники правой руки пианиста сменялись сочными аккордами, размашисто гуляющими по всему среднему и верхнему регистру рояля.
Репетиции (повторения) на одной ноте перебрасывались между фортепиано и контрабасом, чередуясь с короткими риффами. Первое небольшое соло барабанов увлекло. 15-минутная композиция звучала "вкусно", партнеры наслаждались взаимопониманием, прекрасным ансамблем, передавая удовольствие публике.
Горячее настроение сменилось спокойной прохладой: трибьютом Биллу Эвансу - одному из вдохновителей и кумиров Чика Кориа, выдающемуся белому мастеру джазового фортепиано 50–70-х, яркому представителю стиля cool. Композиция Alice in Wonderland из альбома 1961 г. Sunday аt the Village Vanguard ("Воскресенье в авангардной деревне") вошла в последний альбом Чика Trilogy.
Два года назад пианист записал очередной живой тройной альбом, в 2015-м получивший две премии Grammy. Название несет двойной смысл: намек на три компакта, в него входящие, и формат трио, его исполняющего. Чик записал альбом с другими музыкантами, но нынешние партнеры не подвели звездного лидера.
Чудеса беглой, ясной линии контрабаса и комфортный, ненавязчивый аккомпанемент ударных рояль пересыпал спокойным мелким бисером солирующих мелодических импровизаций.
Непринужденность и простота - высшее мастерство, и не только в музыке. В начале композиции Гилмор случайно зацепил стойку, вызвав тихие шутки коллег, предложивших ему продолжить на ней играть, и понимающую реакцию зала. На протяжении 12 минут трио на глазах слушателей создало поэтическое полотно мыслей, желаний и чувств "Алисы в стране чудес".
Чик выступал в клетчатой рубашке и зеленых кроссовках - никакой парадности и звездности, несмотря на 22 Grammy.
Перед следующим номером он вспомнил, как слушал в детстве много виниловых пластинок, к которым его приобщил отец, Армандо Кориа, джазовый трубач. Объявил еще один трибьют, теперь Баду Пауэллу. Щипал струны, изображая раскаты грома, движение поезда, резкие динамические всплески. Латиноамериканские мотивы перемежались "чесом" - интенсивным энергичным движением мелкими длительностями, сменами размеров, "перебивками" ритмов.
В конце композиции виртуозное соло барабанов, традиционное для приближающегося окончания концерта, выдало яркий темперамент, скрытый за внешне спокойной, как у удава, манерой Гилмора. Я даже пошутила с соседом: "прямо московская академическая школа".
Пятой стала премьера композиции Коэна Just to Number One, первая пьеса, сыгранная Чиком по нотам. Интересная лирическая, нежная камерная музыка в духе баллады, включающая много неожиданных мелодических ходов контрабаса на фоне повторяющихся басов рояля. Свежие гармонические смены автор в присущей ему манере опережал выражением глаз, непроизвольно меняясь в лице и "сопереживая" всей фигурой.
Новинка очень понравилась, артисты дважды бисировали. Конечно, не обошлось без хита "Испания". И снова Чик поиграл в урок сольфеджио. И он, и слушатели были счастливы. Это любовь.