ДЫМ ОТЕЧЕСТВА ГОРЧИТ

Поделиться
Существует мнение о том, что у нас сокрыт неисчерпаемый творческий и интеллектуальный источник, и оно достаточно справедливо...

Существует мнение о том, что у нас сокрыт неисчерпаемый творческий и интеллектуальный источник, и оно достаточно справедливо. Действительно, генерация идей, могущих совершать повороты в судьбах человечества, не прекращается в силу целого ряда причин. Одна из них - в беспрерывном состоянии борьбы и преодоления. В его горниле и рождаются открытия, способные двигать мировыми процессами. Это состояние характеризует сегодняшнюю ситуацию и в нашем обществе. На первый взгляд, вроде бы незачем беспокоиться о возможном интеллектуальном и творческом кризисе. Но с другой стороны, рождающиеся идеи и их носители могут беспрепятственно (особенно сейчас!) покидать наши пределы, оставляя вместо себя ничто. Оказывается, дым отечества горчит, и творцы, задыхаясь от нависшего смога, спасаются бегством в чужие края.

И так редко видишь другую картину, когда человек, вырвавшийся из-под местного пресса, заставивший говорить о себе в других странах, забыв старые обиды, возвращается сюда, болеет за свое отечество, пытаясь привнести добро и разум. При этом помнит о талантах, не могущих по каким-либо причинам пробить себе дорогу. Однако это «подвижничество» нынче в большом дефиците.

Поводом для таких невеселых рассуждений явилась моя встреча с киевским композитором, живущим и работающим сейчас в Америке, Яковом Губановым. Это удивительный человек, способный заразить своим обаянием и любовью к музыке всякого. Весть о том, что Губанов приезжает в Киев, распространяется с поразительной скоростью, и к моменту его приезда все готовы к долгожданной встрече: композиторы несут ему свои партитуры в надежде узнать его мнение и получить совет, другие музыканты тоже ищут творческого общения с ним. Он имеет несколько педагогических часов на кафедре теории музыки в консерватории, занимается со студентами и читает увлекательнейшие лекции, во время которых в классе яблоку негде упасть. Губанов - один из представителей отечественной культуры за рубежом. Его имя широко известно в творческих кругах многих стран. Блестящий ораторский дар, энциклопедическая эрудиция, способность находить неординарные, а порой самые неожиданные стороны в предмете своих рассуждений, лекций, докладов - все эти качества создали ореол славы над его именем. Он постоянно стремится завязать отношения между нами и остальным музыкальным миром, является проводником наших идей и творческого потенциала. Более того, он просто-напросто занимается пропагандой современной украинской музыки. К примеру, сейчас Яков Иванович готовит цикл лекций для Гарвардского университета «Украинские композиторы сегодня» - вместе с ним в Америку уехали видеоматериалы о концертах киевского фестиваля современного искусства «Meta Art», о театральных постановках с музыкой наших композиторов.

Очень радует тот факт, что все-таки есть подвижники в отечестве, не щадящие себя во имя расцвета новых идей и новых форм их существования. Конечно, рано еще говорить о том, что «лед тронулся». Эти новые ростки - пока лишь только исключения из правил. На самом деле, современная культурная ситуация представляет собой весьма печальную картину. Музыканты, если имеют возможность отсюда уехать, незамедлительно стараются ею воспользоваться. И далеко не все, уезжая, чувствуют потребность в связи со своей родиной. Нельзя осуждать их за это, ибо причины бывают различными. Вот несколько примеров. Леонид Грабовский, выдающийся композитор современности, представитель легендарных шестидесятых. Он давно, еще в советское время, покинул Украину, в последствии обосновавшись в Нью-Йорке.

Но изгоем можно стать, не покидая родного края, а просто оказавшись загнанным в угол. Когда-то такая участь постигла Алемдара Караманова - композитора того же счастливого и одновременно трагического поколения шестидесятых. После окончания Московской консерватории и последующего исключения из Союза композиторов он всю жизнь скромно работал в одной из музыкальных школ Симферополя. А ведь его имя, наряду с именами Айвазовского, Волошина, Грина, Куприна, прославляет благодатную крымскую землю. И в Киеве тоже есть свои «изгои» - Виталий Годзяцкий по примеру своего крымского коллеги также всю жизнь работает в музыкальной школе.

Но есть и другие примеры. Валентин Бибик, харьковский композитор более молодого поколения. Он нашел для себя выход, сейчас его музыка звучит на различных концертах и фестивалях в Петербурге, где он обосновался. Но почему-то он не стремится возводить когда-то сожженные мосты между украинской и русской культурой, несмотря на то, что имеет возможность привезти украинскую музыку на фестиваль «Звуковые пути». Наверное, проще всего говорить о том, что кто-то не дает денег, не помогает музыкантам. Но этим часто прикрывается попросту несостоятельность организаторов. Не стоять же, в самом-то деле, с протянутой рукой и ждать подаяния. Может быть, нужны другие механизмы и рычаги в организациях подобных акций. Во всяком случае, бездействие или вялые действия сейчас - худшее из зол.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме