ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ ВЕКОВ СПУСТЯ...

Поделиться
Керчь веет пылкой тоской, такой же смутной, как и память о древнем царе Митридате. К. Паустовский Начну несколько пафосно, тема античности бессмертна...

Керчь веет пылкой тоской, такой же смутной, как и память о древнем царе Митридате.

К. Паустовский

Начну несколько пафосно, тема античности бессмертна. Этот период в истории цивилизации предстает перед человечеством величественно, как печаль о безвозвратном прошлом, и возвышенно, как память о времени высочайшей культуры. События древности, неимоверные в своей сложности, беспрецедентные в парадоксальности, нашли отображение в различных жанрах искусства. Наиболее ярко выглядят они в античной драме.

Бессмертность античности доказывают во всем мире, в Украине планомерно и осознанно занимаются этим только в одном городе, древнейшем городе нашей страны, возраст которого насчитывает двадцать шесть веков, в Керчи. Несколько лет в Керчи существует Благотворительный фонд «Деметра», названный в честь покровительницы города богини плодородия Деметры (президент Татьяна Умрихина). Сфера деятельности фонда широка, существует и археологическое направление, и общественно-историческое, но, наверно, самое основное — культурное возрождение этого древнейшего, удивительного края. Культурная идея воплотилась в организации в Керчи не имеющего аналогов в Украине Международного фестиваля античной драмы «Боспорские агоны». Самое деятельное участие и материальную поддержку фестивалю оказали Национальный Союз театральных деятелей, Министерство культуры и искусств Украины, Министерство культуры Крыма, Керченский городской совет, Фонд содействия развитию искусства, Фонд «Відродження». Агонами в Древней Греции назывались соревнования в какой-либо сфере человеческой деятельности. Современные «Боспорские агоны» стали соревнованием актеров. В этом году керчане (благодатнейшие театральные зрители) приветствовали участников Второго Международного фестиваля античной драмы «Боспорские агоны». Как когда-то древний философ Диоген днем с огнем искал человека, так собрались двадцать шесть веков спустя в Керчи современные театральные интерпретаторы античных идей «искать искусство».

На суд авторитетного жюри (председатель н.а.У. Лариса Кадырова) было представлено семь конкурсных и пять внеконкурсных спектаклей. Лидерами творческого соревнования стали Ереванский государственный ТЮЗ и Санкт-Петербургский академический театр им. Ленсовета. Спектакль «Антигона» Софокла в постановке А. Казанчана был признан лучшим спектаклем фестиваля, исполнитель роли Креонта А. Карапетян — лучшим актером. Армянская «Антигона» явила собой пример современного взгляда на проблему противопоставления власти и отдельного человека, противопоставления силы ценностям моральным. Решенный способом откровенной театральности сюжет о непостижимых лабиринтах тяги человека к внутренней свободе, о возможности самостоятельных решений, созвучных велению сердца, сжался до размеров притчи. Да уж, верно подметили древние: «Не проходит безмятежно человеческая жизнь».

Это умозаключение подтвердил и спектакль Санкт-Петербургского театра им. Ленсовета «Калигула» А.Камю. Режиссер спектакля Ю. Бутусов получил приз за лучшую режиссуру, актер К. Хабенский, исполнитель роли Калигулы, разделил с А. Карапетяном звание лучшего актера. «Калигула» поразил высоким профессионализмом. В нем прослежена актуальная сейчас анатомия идеи власти, показано безумство власти, какие шансы открывает она, как отметается ею принцип невозможного. Спектакль зрелищный, эмоциональный, с неожиданным, впечатляющим пластическим решением, выразившим суть отношений «короля и приближенных». Создатели спектакля сделали акцент на сентенции Камю: могущество разрушения против радости созидания. Во все времена «императоров хватает, не хватает настоящих людей».

С отличным творческим результатом к финишной линии фестиваля подошел и Харьковский театр-студия «Арабески». Показанный им спектакль «Энеида» — бурлескная пародия по И. Котляревскому, был награжден призом за современное прочтение классики, а исполнительница роли Энея — Наталья Цымбал — признана лучшей актрисой. Неожиданно свежее и изобретательное решение «Энеиды» в режиссуре С. Олешко доказало, что для хороших актеров (а их в спектакле всего четверо) и при убедительной постановочной идее, не нужно огромных декораций, громоздкого оформления. Достаточно таланта, самоотдачи, высочайшей актерской техники, и в результате спектакль «засияет» как произведение чистого искусства.

Спектакль «Метаморфозы» по Овидию театра «Сатирикус» (Молдова) отличался от драматических спектаклей своим жанром. В нем поэзия древнего римского поэта была изложена пластическо-музыкально-световым образом. Модерный танец, современная хореография, выразительная сценография — вот тот фон, на котором предстала многомерность бытия по современно решенному Овидию.

Днепропетровский молодежный театр-студия «Верим!» показал свою версию «Антигоны» Софокла и Ануя (режиссер В. Петренко). Молодые актеры в своем спектакле сделали приоритетной мысль о единоборстве с судьбой, об обязательном присутствии долга и подчинении ему собственной жизни.

По традиции в конкурсной программе были представлены самодеятельные коллективы Керчи. Драматический народный театр «Зодчие» показал комедию «Диоген» Б. Рацера и В. Константинова (реж. М. Абраменко). Античный театр городского дома культуры — спектакль «Лизистрата» Л.Филатова (реж. Ю.Рогоза). О состязании с профессионалами речь, конечно, идти не могла, но несомненно поиски любителей проникнуты тягой к творчеству.

Внеконкурсную программу представлял Киевский экспериментальный театр — уличным спектаклем «Карнавал «Мечты». Крымско-татарский музыкально-драматический театр показал последнюю премьеру «Бахчисарайский фонтан». Ереванский ТЮЗ — еще один спектакль, собственную версию «Гамлета». Киевский франкоязычный театр «Вуаля» показал уже известную керчанам «Антигону» и новый спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше.

Отдельными страницами фестиваля «Боспорские агоны», превратившего несколько дней жизни Керчи в беззаботный и счастливый праздник театрального искусства, стали церемонии открытия и закрытия фестиваля. На ступенях древней Большой Митридатской лестницы, где особенно чувствуется дыхание столетий, пронесшихся над «вечным городом», как называют здесь Керчь, происходило действо встречи богини Деметры, сошедшей благословить фестиваль.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме