Воспитанник московской фортепианной школы, «внучатый» ученик Генриха Нейгауза, лауреат Международных конкурсов Маргариты Лонг и Жака Тибо во Франции и Вена Клайберна в США, профессор Владимир Виардо хорошо известен киевским меломанам. Каждый приезд пианиста вызывает повышенный интерес слушателей. Прежде всего — благодаря концептуальным программам: то хрестоматийно известной, но редко исполняемой в публичных концертах романтической музыки, то произведений Мессиана. Стоит ли говорить о том, что под стать замыслу его воплощение: интерпретации Виардо отличаются безупречным вкусом, тонким проникновением в авторский замысел и непревзойденной техникой «пения» на рояле. Нынешние концерты Виардо в Колонном зале им. Лысенко были посвящены исключительно музыке ХХ века. Дебюсси, Равель, Прокофьев, Шостакович, Лютославский — причем, как всегда у Виардо, программа выверена и продумана до мелочей. Фортепианные миниатюры Клода Дебюсси (Первая тетрадь Прелюдий и «Шесть античных эпиграфов») хронологически корреспондируют с Четвертой сонатой С.Прокофьева, а колористически — с Первым концертом Мориса Равеля. Вторая соната Д.Шостаковича — сверстница «Вариаций на тему Паганини» Витольда Лютославского. И оба произведения в киевскоих концертах Виардо были представлены не в своем первоначальном виде: сочинение Шостаковича — в оркестровой транскрипции Виардо, «Вариации» Лютославского, первоначально созданные для двух фортепиано, — в авторском переложении для рояля с оркестром. Итак, программа весьма неординарна, что вызывает особый интерес и повышенное внимание.
В клавирабенде (он проходил в рамках филармонического цикла «Искусство фортепианной игры») В.Виардо продемонстрировал лучшие черты своего пианизма. Сочинения Дебюсси требуют от исполнителя особого слышания фортепианной фактуры, умения на монотембровом инструменте — рояле — динамическими и артикуляционными средствами, дифференцированной педализацией показать тонкие градации пластов и объемов, красок и колоритов. «Первичные» жанрово-интонационные ориентиры — один из основных смыслонесущих параметров академической европейской музыки — у Дебюсси размыты. Поэтому именно исполнитель придает такой музыке смысловую определенность и конкретность; в случаях «выхода» на передний план недвусмысленных жанровых знаков (как, например, в «Девушке с волосами цвета льна», «Затонувшем соборе» или «Менестрелях») — не просто констатирует их, но по-своему комментирует. Именно так поступает Виардо, особо при этом подчеркивая романтический генезис исполняемых сочинений Дебюсси. Блестящим можно назвать исполнение пианистом концерта Равеля и Вариаций Лютославского во второй вечер. Оркестровый же вариант сонаты Шостаковича, продирижированный В.Виардо, вызвал не столь однозначную реакцию.
Известно стремление многих выдающихся музыкантов к дирижированию. М.Ростропович, Ю.Башмет, В.Спиваков, Г.Кремер, М.Аркадьев, Б.Которович — примеры можно продолжать. Причины такой тяги могут быть самыми разными. Но результат выступления в новой ипостаси не всегда соответствует уже существующему и неоспоримому статусу музыканта-солиста. Крупный исполнитель-инструменталист, вступая на новую для себя стезю, должен «с самого начала» доказывать — не творческую состоятельность, но именно необходимость и высшую художественную оправданность нового амплуа. В.Виардо, продирижировав оркестром Национальной филармонии Украины, продемонстрировал, что он имеет творческое право и на такую реализацию. Однако слушателя не оставляло чувство некоего неудовлетворения. Может, дело в сочинении, которое Виардо избрал для дирижерского дебюта в Киеве? Спору нет, оркестровка сонаты сделана профессионально добротно (известно, что В.Виардо уже апробировал ее в 2001 году с оркестром Нижегородской филармонии). Однако зачем? Думаю, если бы Д.Шостакович, крупнейший симфонист ХХ века, хотел написать еще одно оркестровое сочинение, то сделал бы это сам…
Ю.Башмет в книге «Вокзал мечты» вспоминает, что С. Рихтера часто спрашивали, почему он не занимается дирижированием. «Существует очень много фортепианной музыки, которую мне хотелось бы еще сыграть», — будто бы отвечал Рихтер. Если перефразировать слова выдающегося музыканта применительно к нынешнему приезду Владимира Виардо, то можно было бы сказать, что существует очень много фортепианной музыки, которую киевские слушатели хотят услышать в исполнении этого выдающегося пианиста, — Моцарт, Шуман, Прокофьев. И «фортепианный» Шостакович. На рояле.