А вот что произошло с тем, кто этого не сумел сделать, предложили посмотреть в Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра. Театр драмы и комедии традиционно закрывает театральный сезон премьерой. На этот раз это была пьеса Фернана Кроммелинка «Великодушный рогоносец». В театральной версии слово «великодушный» выпало из названия, принципиально изменив смысл ситуации, и название спектакля стало звучать «Рогоносец».
Постановочная группа спектакля: режиссура и музыкальное решение - Алексей Лисовец, художник - Олег Лунев, балетмейстер - Лев Сомов, определила его жанр как балаганное представление о любви и ревности. Тема, согласитесь, на все времена. А в наши дни когда нравственные понятия трансформируются самым удивительнейшим образом, она актуальна особенно.
Образ спектакля, воплощенный сценографически, представляет собой мельницу, раскручиваемую житейскими ветрами и перемалывающую все светлое и дорогое, что было у главных героев, мужа и жены, Бруно (О.Масленников) и Стеллы (Д.Лобода) - их любовь, доверие, верность. Отношения между двумя людьми, которые любят… Какая это хрупкая, удивительно непрочная вещь. Как многогранна любовь, как губительно сомнение, как унизительна ревность, как убийственна она. Вот об этом спектакль. О неоднозначности человеческой души, ее многомерности и сложности. О том, как ревность становится болезнью и перерастает в безумие. Когда человек съедает себя изнутри вымышленными подозрениями и придуманными изменами близкого человека. Несомненно, всем известно чувство ревности. Придите в театр, посмотрите, как выглядят воплощенные в жизнь дурные мысли. Но не бойтесь, хоть проблемы и серьезные, рассказ о них веселый. Спектакль получился яркий, театральный, с прекрасно выдержанной мерой условности. Театр устроил балаган. Ну что ж, жизнь в конце концов и есть балаган, в котором накрепко переплелись комедия и трагедия, слезы и смех. Так и в спектакле. Есть слезы, но больше- веселой музыки, плясок. Иногда даже пластическое действие забивает драматургию. Но в результате все вместе сплетает виртуозное кружево истории о том, как Бруно «заболел» ревностью и начал приписывать своей жене, любящей и нежной, все грехи ада. Поверенным в своих подозрениях Бруно делает безмолвного собеседника Эстрюго (К.Костышин). Сцены Бруно-Эстрюго самые яркие, эмоциональные и изобретательные в спектакле. Не говоря ни слова, Эстрюго выразительно реагирует на выпады Бруно, в его мимике можно прочесть все ответы, которые ему не дает сказать Бруно. Здесь и возражение, и возмущение, согласие и отчаяние. Он видит куда ведут неимоверные измышления Бруно. Но безумцу не хватает правдивых заверений жены в ее любви, он болезненно уперт в желании стать рогоносцем. В конце концов он им и становится. Но не тогда это происходит, когда Стелла развлекалась со всеми представителями мужской половины селения, даже таким образом стремясь доказать свою любовь, а тогда, когда ее любовь умерла. И она увидела, в какого дряхлого и отвратительного старика превратился ее молодой жизнерадостный муж, как изменился он, сделав подозрение своей второй сущностью.
Медленно разрушается дом Бруно по мере усиления его безумия. Вот нет уже крыльев мельницы, и в проемах гуляет ветер. Последними досками отгораживается он от всего мира. Все, дверь заперта, он остался один, но к нему никто и не придет.
Театр не дает этим спектаклем ответа на вопрос, что делать с ревностью, этим пожирающим человека чувством. Да мне показалось, что и не ставили перед собой создатели спектакля такой задачи. Скорее всего, они хотели зрителей просто повеселить. И может, люди, пришедшие в театр посмотреть на веселые выдуманные трагедии, сумеют лучше справиться со своими, настоящими.
А мне после спектакля вспомнился анекдот о муже, который пришел к врачу с утверждением, что у него в организме не хватает кальция, потому что жена ему изменяет, а рога у него не растут. У «рогоносца» из Театра драмы и комедии, который так бездумно перечеркнул свою жизнь, не недостаток кальция, а переизбыток глупости.