Юрием Зильберманом, президентом фонда Горовица, настоящим энтузиастом академической музыки.
…В результате горячая готовность молодых музыкантов из разных стран играть на киевском конкурсе в 2009-м частично «перегорела» — из-за переноса.
И все же конкурс удался.
Среди участников было много отлично обученных, достаточно способных музыкантов. Они подготовили сложный интересный репертуар.
Обязательные номинации первого тура — прелюдия и фуга Баха, классическая соната, виртуозный этюд, произведение украинского композитора.
Во втором туре регламент допускает программы свободные. Кто-то играл старинные сонаты. Кто-то предпочел русский романтизм Балакирева, Скрябина, Рахманинова, знаменитые сложнейшие транскрипции Листа, Горовица на темы Шуберта, Бизе, Паганини.
Традиционно много играли Рахманинова, Шопена.
Исполняли импрессионистов (Равеля, Дебюсси), композиторов ХХ века — Шостаковича, Прокофьева, Стравинского, Караманова, Сильвестрова.
Участники стремились преподнести разностилевую традиционную музыку, позволяющую продемонстрировать виртуозность, владение пианистическими приемами, красивый звук.
Идеальной задачей было, конечно же, подчинение всех навыков авторскому замыслу — через индивидуальный подход и умение вложить в музыку свою душу, талант и интеллект.
До III тура добрались по шестеро участников из средней и старшей групп. Выход в финал знаменовал звание лауреата. А последний этап расставил точки над «і».
В средней возрастной группе следовало исполнить фортепианный концерт. Старшим финалистам — два, классический и романтический (либо композитора ХХ века). Им аккомпанировали Национальный симфонический оркестр (дирижер Владимир Сиренко) и оркестр филармонии (дирижер Николай Дядюра).
Если сольные программы каждый конкурсант готовил дома, сколько считал нужным, то выступление в третьем туре имело жесткие рамки. Участник выходил на сцену после короткой репетиции с оркестром.
Провалов не было. Но выдержки, самообладания и просто физических (и психологических) сил некоторым конкурсантам не хватило.
В средней группе места распределились следующим образом: Первая премия у Романа Лопатинского (Украина), вторая — у четырнадцатилетнего Сун Ютун из Китая. Третью разделили двое претендентов: француз Женье Реми и украинка Полина Сасько. Четвертая — у румына Андрея Гологана. И пятая досталась нашей Антуанетте Мищенко.
Точна и убедительна Полина Сасько в Первом концерте Прокофьева. В ходе традиционного заключительного концерта, уже после окончания прослушиваний, Трансцендентный этюд «Метель» Ференца Листа прекрасно сыграл Роман Лопатинский. Он был убедителен и в большей части программы первых туров.
14-летний Сун Ютун из Китая также играл хорошо, тонко и вдохновенно. жаль, что ученица Галины Поповой китаянка Ма Ке, яркая, и очень выразительная исполнительница, не прошла в последний тур.
Одни конкурсанты привезли «завышенные», как говорят музыканты, программы, не справившись с техническими трудностями, что априори не позволяет говорить о содержании. Другие, достаточно бойко преодолевая виртуозные сложности, так и не смогли осмыслить сыгранную музыку.
Лучшими стали те, чье мастерство было технически надежно. Кто сумел отрешиться от сценического волнения и увлек слушателей в свой мир.
Отлично играли в первых турах старшие финалисты Лука Окросцваридзе (19 лет, МГК, класс Сергея Доренского, четвертая премия) и львовянин, ученик Марии Крушельницкой Василь Котыс (вторая премия).
Первый обладает исполнительским обаянием, наслаждается звуковыми красками, подчиняя содержанию осмысленную игру.
Котыса отличает безукоризненно красивый звук, замечательное прикосновение, деликатность, уверенность.
По-настоящему артистично звучала программа киевлянки Анны Улаевой (шестая премия). Отучившись в одиннадцатилетке им. Лысенко у Нины Найдич, она продолжает занятия в академии Чайковского (класс известного нашего концертирующего пианиста Юрия Кота) и параллельно обучается в академии города Граца (Австрия) в классе Миланы Чернявской.
Прекрасно играл Бетховена в первом и третьем турах Алексей Коваленко из Донецка (третья премия), хороша была его «Кампанелла» Паганини–Листа–Бузони в заключительном концерте. Его педагог Вячеслав Бойков, подготовивший не одного победителя конкурса Горовица... Запомнился гнесинец Александр Карякин (пятая премия), чье исполнение Баха — филиграннейшая тончайшая материя, божественный звук, интонационная точность и восторг!