В арт-центре Павла Гудимова «Я галерея» (по улице Волошской, на Подоле) — фотосезон. На этой неделе презентована серия очень интересных работ фотографа Александра Чекменева «Уличные портреты», или «Уличные люди». Эти довольно нестандартные снимки сделаны в Украине между 1994 и 1999-м, когда у нас только-только начали появляться первые негативные цветные пленки и каждый кадр был на вес золота. Чтобы проявить пленку, за 41-м процессором нужно было ехать в соседний областной центр.
Что же запечатлел фотохудожник на уличных портретах в Луганске конца 90-х?
Герои его фото — злые и бесприютные духи улиц постсоветского пространства. Работы эти можно условно определить как «реалистическо-бомжацкую ностальгическую живопись» в фотографии.
Работы Александра Чекменева |
Вот она, настоящая весна маргиналов на луганских улицах! Старая бомжиха показывает фигу. Спящие дети в телефонной будке. Бомжи на мусорке. Труженицы вокзала, пропалывающие траву. Милиционер подшофе. Уличная «любовь до гроба». Женщина, у которой, по Высоцкому, «и глаз подбит, и ноги разные…». Что привлекает, так это необычайные композиции фотографий… Например, стол с бархатной скатертью, как на партсобрании, и обшарпанные стены. Или подгулявшая старуха на фоне бюста Ленина. Или благополучные люди на билборде, а рядом — нищий пенсионер…. В общем, житье-бытье еще то. И девиз его — «не забуду мать родную» или «стакан и огурец — наше все!»
— Я не могу точно сказать, почему эти люди улицы так меня привлекают. Люблю их, наверное, — признается «ЗН» фотограф Александр Чекменев. — Они подкупают меня именно своими улыбками. Если политик улыбается, то видна фальшь. А эти — само добродушие! Вот и все. Представьте, многие из них просили у меня снимки, за которые предлагали последние деньги. Получается, что они ценят фотографию! Если вы заметили — все эти люди открыто смотрят в объектив. Я же, когда их снимаю, точно так же им улыбаюсь. За все, что снял до 1997 года, ни получил ни копейки. А в 1997-м цикл этих фотографий заинтересовал одну из киевских газет. То, насколько я выложился в съемке до 1997 года, вернулось сторицей сейчас, спустя 10 лет. Многие могут обвинить меня в «непривлекательной» подаче Луганщины. Но такие люди есть в каждом областном центре и в каждом селе. И нет здесь никакой политики или деления на Восток и Запад. Это «уличные портреты». Здесь нет отношения к какому-либо региону. Если бы я был на Западной Украине, то снимал бы таких же нищих. Ведь нашим политикам, грубо говоря, все равно, что происходит со всеми этими гражданами…
Павел Гудимов: превратим элеваторы в современные музеи!
Павел Гудимов |
— Павел, сформировался ли за год существования галереи постоянный круг художников (фотографов), которые чувствуют себя здесь не гостями, а друзьями?
— Именно Александр Чекменев и есть наш постоянный автор, с которым я люблю работать. Это его второй проект, который мы представляем. Первый проект назывался «Черно-белая фотография», и по нему уже издана книга в этой же серии. Чекменев здесь показывает уличную фотографию конца прошлого века. По материалу этой выставки в ближайшие полгода выйдет книга в серии «Украинская фотография» под названием «Колір».
Перед этим была выставка Анны Войтенко «Иза». И, соответственно, презентация книги фотографий этого автора. Представляете, посетители раскупили всю первую партию книг, и сегодня у нас даже нечего показать. Я замечаю, что интерес к фотографии в Украине сумасшедший. В феврале этого года была выставка Александра Ляпина «Дырки». Он сейчас много снимает в этой же серии.
Работы Александра Чекменева |
— Мало того, «Артбук» — это не просто отдельное издательство. Гудимов арт-проект — целый культурный холдинг, который включает мастерскую «Я дизайн», арт-центр «Я галерея», издательство «Артбук», музыкальную группу «Гуд:мов». И как раз задача издательства — показать визуальное искусство Украины. Поэтому наши книги продаются как в Украине, так и за рубежом.
— Немного необычное амплуа как для музыканта?
— Ну почему? Я ведь уже не одно десятилетие изучаю книгоиздание. Для меня это отдельный драйв. Все, кто любит фотографию, воспитывались на таких изданиях, как «Ташен» (Taschen). То есть имели представление о том, как выглядит современная европейская книга. К тому же один из основных моментов для «Артбук» — четкая ценовая политика: цена практически на всю продукцию — до 10 долларов. Журнал «Символ», который мы также выпускаем, продается практически по себестоимости и выходит раз в квартал.
Я противник того, чтобы книги раздавать бесплатно. У нас такая позиция: стоимость небольшая, но люди должны это купить. Некий ритуал. Тираж до 1000 экземпляров, что делает издания в определенном смысле коллекционными. И через некоторое время они уже будут полноценной серией. Я большой поклонник европейской книжной традиции во всем, что касается дизайна и верстки. Приветствую четкий минимализм. Ведь в книге что самое важное? Материал. К тому же эти книги попадают в лучшие библиотеки мира, и Украины в том числе.
— В чем, на ваш взгляд, главное отличие «Я галереи» от десятков других столичных галерей?
— Прежде всего, здесь сконцентрирован целый центр: киноклуб, большая библиотека, фонотека, медиатека. В арт-центре постоянно работает около 10 человек. Ну и, конечно, это арт-менеджмент, популяризация своих проектов. Самое интересное — мастер-классы, семинары. В общем, здесь постоянно что-то проходит, и мы живем европейской стильной жизнью.
— А вот интересно, какие работы художников вы приобрели в свою домашнюю коллекцию за последнее время?
— Личной коллекции как таковой у меня нет. Все принадлежит арт-центру «Я галерея». Могу это считать и своей личной коллекцией. Практически у всех людей, которые здесь выставляются, я и покупаю работы — керамику, графику, фото. Все работы пропускаю через личные ощущения. Не понимаю тех галеристов, которые заявляют: фотография — некоммерческий продукт. Это неправда. Во всем мире фото чрезвычайно интересно прежде всего как коммерческое направление. А в Украине на фотографию цены пока занижены. Но качество при этом отличное. В свое время такая же ситуация была с графикой — она почти ничего не стоила. Но вот, например, благодаря осенне-зимнему сезону графики в нашем арт-центре мы попытались подтвердить ценность и значимость этого направления. Следующий сезон у нас — скульптура. Планируются интересные программы.
— Каково ваше отношение к модным нынче в поп-социуме арт-персонам, таким как Пинчук, Гапчинская, Поярков?
— Все эти люди занимают определенную нишу. Но этот срез искусства мне не близок. Например, творчество Евгении Гапчинской — это иллюстрация. С моей точки зрения нормальная иллюстрация, а имеет это отношение к высокому искусству или нет — другой вопрос. Г-н Пинчук занимается коммерческой скульптурой — в украинском представлении. Нечто подобное существует во всем мире и имеет своих почитателей. Ну а творчество Пояркова — та же иллюстрация. Но каждый из них, прежде всего, грамотный маркетолог. Они позиционируют себя определенным образом для того, чтобы грамотно продавать свои работы.
— Планируете ли расширять свой артпроект, создавая галереи в других городах Украины?
— Да, я уже закинул удочку… Если у кого-то, кто небезразличен к искусству, есть идеи, то они могут обращаться ко мне, и мы на партнерских началах попробуем открыть арт-центры в других городах. Считаю, что выставки, которые проходят здесь, более чем достойны «ездить» по всей Украине. Ведь в Луганске, Донецке, Одессе, во Львове довольно скромное галерейное движение. В этом деле нужна свежая кровь. Еще я серьезно думаю об организации музеев в Украине. Качественное искусство должно фиксироваться, собираться. Поэтому я предложил все элеваторы в Украине, наподобие того, который возле станции метро «Тараса Шевченко», превратить в музеи под названием «Элеватор». В переводе с английского «элевейшн» — «подъем». Эти элеваторы нужно отдать под реконструкцию грамотным архитекторам, желательно таким, как Жак Херцог и Пьер де Мерон, которые сделали реконструкцию музея Tate Modern в центре Лондона. Старую ТЭЦ они превратили в музей современного искусства. Думаю, это весьма интересная программа.
— Кто-то из искусствоведов консультирует вас в плане всех этих проектов?
— Я сам консультирую немало государственных и негосударственных организаций по арт-менеджменту, организации музейного дела, экспозиции. Езжу по миру. Пытаюсь анализировать информацию и адаптировать ее к украинским процессам. Конечно, если у меня есть вопросы, обращаюсь к некоторым профессионалам.
— Не поглотит ли вас всецело галерейное дело?
— Одно без другого не существует. Без музыки меня бы вообще не было как личности. Вот, например, через час репетиция. Потому что через день — концерт. У меня достаточно плотный график — работа по издательству, по архитектурной мастерской, репетиции. На прошлой неделе мы сняли новый клип. Это первое музыкальное арт-порно-видео с использованием современного искусства и совершенно восхитительной игры актеров. Где-то это неформат. Зато очень круто! Название «Баста» — песня из альбома «Монополия». Сам клип выйдет в эфир в начале месяца. Конечно же, в вечернее время.