Треугольник любви или недоразумений?
Этой проблемы не существовало разве что в античном театре. А так на протяжении всей истории театра присутствует это взаимопритяжение и противоборство двух его граней, из которых, собственно говоря, и получается театр, - драматургия и режиссура. Не имея возможности существовать одна без другой, ведется их вечный спор. Режиссеры говорят, что нечего ставить, а драматурги утверждают, что некому ставить. Пытаются доказать это друг другу режиссеры и драматурги десятилетиями, различные формы театрального искусства тем временем сменяют одна другую. И как ни убедительны утверждения одних и бесспорны мнения других, театр, слава Богу, в результате этих разногласий не умирает. А в некоторых моментах являет такие мощные эмоциональные всплески, что за его существование можно быть спокойным.
В каждой театральной культуре процесс взаимодействия театра с драматургией находится на разной ступени развития. Это зависит от многих факторов, в первую очередь от общего уровня культуры как таковой. А потом уже включаются факторы общественной ситуации, литературного уровня, режиссерской школы, наличия и спектра духовных проблем, подлежащих рассмотрению посредством искусства. Проблемы украинского театра в принципе не очень отличаются от проблем, например, любой театральной культуры бывших братских народов. Несомненно, национальный колорит и особенности украинской ментальности роль играют, но образцы хорошей литературы во все времена и на всех пространствах можно было объединить моментом обращения к темам общечеловеческим и вечным. Все равно, всегда и везде - в центре какого-либо произведения, на каком-либо языке будет стоять человек и его отношения с миром. Профессионалы не устанут выяснять первопричины вопросов, изощряться в полемике, искать пути примирения и грустить о невозможности прийти к идеальному решению.
Очередным свидетельством стремления, так сказать, «контролировать» процесс взаимодействия театра и драматургии стала акция, проведенная Министерством культуры и искусств Украины, Союзом писателей Украины, Союзом театральных деятелей Украины, Гильдией драматургов Украины. Называлась она «Премьеры сезона. Современная украинская драматургия» и проводилась в рамках Всеукраинского театрального фестиваля. В течение трех дней были проведены театрализованные вечера, на которых представлялись спектакли по пьесам современных украинских драматургов и большое шоу-презентация новых драматургических имен. Фестиваль «Премьеры сезона» пытается рассмотреть состояние драматургии по всей Украине. Поэтому в этой творческой встрече участвовали не только киевляне. Приехали Надежда Ковалик (Львов), Олег Гончаров (Луцк), Татьяна Магар (Севастополь), Зиновий Сагалов (Харьков). Среди наших земляков-драматургов были молодые и уже маститые представители этого литературного цеха: Владимир Канивец, Всеволод Нестайко, Вадим Бойко, Ярослав Стельмах, Ярослав Верещак, Наталья Ворожбит, Неда Неждана, Надежда Ковалик, Светлана Лелюх, Катерина Демчук, Василий Илляшенко, Александр Клековкин, Геннадий Макарчук, Максим Курочкин, Сергей Щученко.
Проследив некую общую тенденцию отношений в треугольнике «драматург-режиссер-пьеса», можно констатировать, что хотя украинские драматурги, как и прежде, в большинстве случаев продолжают писать «в стол», более пристальное внимание к их творчеству со стороны театров наблюдается. И это самое позитивное. Ведь несмотря на то, что драматург пишет потому, что не может не писать, в каждом из них живет надежда увидеть свое детище в театре, воплощенным на сцене. Драматургическое шоу-презентация продемонстрировало успехи счастливчиков, пьесы которых увидели свет рампы, показом фрагментов. Те же драматурги, которые еще пока в ожидании сценического воплощения своих трудов, сами рассказывали о них или читали отрывки произведений.
Фестиваль этот имел узкую направленность. Зрительский интерес предполагался только к уже готовым спектаклям, живущим в репертуарных афишах театров. Главную же задачу устроители видели в организации некоей творческой ярмарки, где сошелся бы «спрос» и «предложение», где познакомились бы директора, режиссеры театров с теми литераторами, которые пишут для них. Отсутствие информации о пьесах - основной пробел в этой цепочке, единодушным было желание издавать аннотационный сборник пьес.
Итоги этой творческой акции явственно определили масштабы поставленных проблем. В первую очередь из ее названия свободно можно, и даже нужно было, изъять слово «современная» и оставить просто «украинская драматургия». Тогда была бы оправдана та постановка в один ряд современных украинских драматургов 28-летней молодежи, пишущей в манере, по их определению, «легкого абсурда», с седовласыми «живыми классиками», помнящими театр 50-х годов. В результате этого смешения различных мировоззрений, ощущений времени получилась просто констатация временного отрезка процесса, но никак ни его анализ и прогноз на будущее. А в этом прогнозе - ставка на новую драматургию, новую качественно, жанрово, стилево. Драматургию, оперирующую уже понятиями третьего тысячелетия. И здесь - главная тревога. Где те театры, которые воплотят новую драматургию, где режиссеры, могущие прочувствовать вибрирующую материю постмодернистских нереалий, где зрители, которые захотят увидеть все это? Реалистический театр нашего времени, существующий старыми канонами и трудно меняющий свою ориентацию в силу стабильности существования, неповоротливости огромных трупп, стереотипов сценических подходов и в конце концов боящийся всяких новых перемен, не в состоянии понять новую драматургию. В своих поисках, способах выражения, формах и стилях она ушла, а точнее сказать, убежала, улетела далеко вперед. Традиционному театру в силу своей консервативности трудно поспевать за этим бегом. Но на этой спринтерской дистанции уже появились новые участники процесса - молодые мобильные театры, экспериментальные группы, небольшие театральные коллективы, которые способны ощутить современный литературный язык, поскольку сами современны и сами находятся в поиске новых форм для того, чтобы быть понятным и интересным опять-таки современному, ищущему зрителю. На эти прогрессивные театры - основная надежда. Именно они смогут стать достойными быстрой поступи драматургов. Они постараются догнать их для творческого воссоединения.