Досье на джентльмена. Киевлянам открыли музыку Эдварда Элгара

09 ноября, 2007, 14:01 Распечатать
Выпуск № 42, 10 ноября-18 ноября 2007г.
Отправить
Отправить

В Национальной филармонии Украины состоялся концерт, который открыл для киевских слушателей музыку Эдварда Элгара...

В Национальной филармонии Украины состоялся концерт, который открыл для киевских слушателей музыку Эдварда Элгара. Это имя в нашей стране знали разве что профессионалы и опытные меломаны. Между тем музыка выдающегося английского композитора (в этом году исполнилось 150 лет со дня его рождения) звучит во всем мире. Произведения Элгара исполнили струнный квартет солистов Post Skriptum, Киевский камерный оркестр под управлением латвийского дирижера Рихардса Букса. Ноты композитора прибыли в Киев из Великобритании. Следовательно, открытие музыки Элгара состоялось благодаря совместным усилиям музыкантов Украины, Латвии, Великобритании и Финляндии.

После концерта в фойе столичной филармонии звучал вопрос: «Где можно достать записи музыки Элгара?». Вопрос был уместным, поскольку редчайшее эмоциональное единение людей ощущалось почти физически. Причиной этого, бесспорно, стала только что услышанная музыка. На одном дыхании, без обычного антракта исполнители раскрыли богатство и красоту мелодий, трогательную проникновенность музыки Эдварда Элгара. Концерт превратился в сотворчество музыкантов и слушателей.

Действо началось и завершилось миниатюрой «Приветствие любви» — одного из самых поэтичных объяснений в любви. Свой опус Элгар посвятил будущей жене. Он тогда даже не представлял, что его необычный свадебный подарок, как и другие произведения, будут звучать во всем мире, прославляя музыкальную культуру Великобритании.

Истинный джентльмен в жизни, Элгар озвучил ту «английскость», которая отличает британцев от всех остальных наций. Духовный менталитет, архетип культуры своих соотечественников композитор перенес на нотный стан. Его музыка озвучила присущие англичанам сентиментальность и викторианскую меланхоличность, какую-то особую, грустную элегичность (о музыке своего виолончельного концерта Элгар говорил как о «грусти сочувствия») и глубинную простоту, богатство воображения и сугубо английское чувство юмора и иронии. Ведь Элгар был известен и как карикатурист, разрешая себе игриво изображать даже Ее Королевское Величество. Остроумие и чувствительность творчества своего друга оценил Бернард Шоу.

Киевские музыканты с блеском донесли «скрытую шутку» и иронический намек на аристократический салон в «Гавоте» для струнных так же, как и «английский римейк» на старинные танцы из незавершенной оперы «Испанская леди». Жизнерадостность и красота игривых мелодий оперы особенно поражает, если учесть, что композитор писал ее в конце своей земной жизни, уже будучи тяжело больным.

Нежная лирика и искренность бурных эмоций музыки Элгара напоминают романтические страницы любимых им Р.Шумана, И.Брамса, А.Дворжака, Р.Вагнера. Однако напряжение чувств композитор выявлял с истинно английской сдержанностью. В 1902 году после исполнения в Дюссельдорфе его оратории «Сон Геронтия» Рихард Штраус провозгласил тост за успех «первого английского музыканта Эдварда Элгара, за Мастера молодой школы английских композиторов». Возможно, Р.Штраус оценил прежде всего именно благородную сдержанность и эмоциональную корректность музыки своего британского коллеги. Сам автор опер «Саломея» и «Кавалер розы» воспроизводил мир иначе — в обостренном экспрессивном звучании.

Г.Форе и А.Глазунов сравнивали мелодичный дар Элгара с достижениями виднейших романтиков. Этот талант композитора связан с историческими традициями: ведь Англия является страной певческой, страной высокой хоровой культуры (невольно возникает параллель с Украиной). Свой творческий путь Элгар начинал как музыкант хорового общества «Гли-клаб» (гли, то есть песня) в старинном городке Вустер.

Латвийский дирижер Рихардс Букс, стоявший за пультом в тот вечер, признался, что воспринимает музыку Элгара как проявление «бурного академизма рыцарского романтизма». По его убеждению, музыка композитора является проявлением абсолютного благородства — понятия, которое, к сожалению, исчезает сегодня и из искусства, и из реестра человеческих достоинств. Маэстро отметил, что в тексте произведений Элгара есть термин, который почти не встречается у других композиторов — noblеmento, то есть благородно. Именно на это дирижер обратил внимание музыкантов, которые донесли безупречный вкус и благородство элгаровского музыкального мира. Поэтому кульминация концерта — Интродукция и Аллегро для квартета и струнного оркестра — прозвучала «бурно романтически» и вместе с тем по-рыцарски академично. Органичности такой интерпретации способствовало и объединение опытного мастерства прославленного Киевского камерного оркестра и свежей струи ощущения музыки молодым квартетом солистов Post Skriptum. Талантливый ансамбль, созданный лирически-яркой скрипачкой Соней Сульдиной, существует только один год, но уже проявляет успехи и замечательные перспективы.

Проникновенно прозвучало Адажио для струнного оркестра, арфы и органа Sospiri (spirito — душа). Растрогала благородная сдержанность траура и печали «Элегии», которую композитор посвятил памяти своего друга. Возможно, именно за это благородство музыки король Эдуард Седьмой посвятил Элгара в рыцари. Композитор удостоен также титула сэра и звания «Мастера королевской музыки» и почетного доктора музыки.

Вообще отношение британцев к Элгару может служить эталоном уважения к своей культуре. Англичане, не представляющие жизни без музыки, чрезвычайно гордятся своим соотечественником. Музыка Элгара является одним из национальных символов Великобритании: она звучит во время государственных церемоний и королевских торжеств, в Вестминстерском аббатстве и в английских парках, в концертных залах и жилищах британцев. Еще при жизни композитора, в 1904 г., в Королевском театре «Ковент-Гарден» состоялся Элгаровский фестиваль, ставший с тех пор традиционным. В программах британского радио и телевидения существует так называемый виртуальный Зал славы музыкальной классики. Каждый год слушатели определяют десять самых любимых произведений. Этот рейтинговый список возглавляют опусы Элгара. А благородный профиль композитора украшает самые ходовые банкноты в двадцать фунтов стерлингов.

Но есть еще одно объяснение высокого пиетета англичан перед фигурой Элгара. Дело в том, что композитор вернул Англии статус страны мировой музыкальной культуры. Ведь после «британского Орфея» ХVІІ в. Г.Перселла ее создавали гении других наций. В Англии нашел вторую родину немец Георг Фридрих Гендель. Со временем здесь поселился младший сын Баха — Иоганн Кристиан Бах, которого называли «Лондонский Бах». Первое признание Франца Йозефа Гайдна тоже состоялось на территории Англии, и признательный австриец создал свои знаменитые 12 «Лондонских симфоний». Уже в 70-е годы ХІХ в. в Ливерпуле работал еще один немец — Макс Брух, написавший здесь «Шотландскую симфонию».

Конечно, англичане высоко ценили тех, кто обогащал их культуру, но все же Великобритания ждала своего собственного музыкального гения. Им и стал Элгар. Благодаря ему европейское сообщество приняло Англию в свой «музыкальный клуб».

Эдвард Элгар стал автором первой в истории английской музыки симфонии. А его симфонические вариации «Энигма» Н.Римский-Корсаков признал одними из лучших, написанных в форме вариаций. Произведения Элгара вошли в репертуар самых выдающихся музыкантов ХХ в., среди которых Ф.Крейслер, Е.Менухин, Э.Изаи, П.Казальс, Б.Бриттен, М.Ростропович.

Открытие музыки Элгара в Киеве состоялось благодаря двум романтикам-идеалистам. Один из них — известный украинский скрипач Эдуард Идельчук. К сожалению, недавно он скончался в Финляндии, где жил и работал. Последний творческий замысел музыканта подхватил его друг, инженер по специальности и романтик по зову души, Юрий Сульдин. Именно он обратился в Общество музыки Элгара в Лондоне, которое и прислало ноты композитора в Киев. Именно Ю.Сульдин предложил Киевскому камерному оркестру принять участие в концерте и пригласил из Латвии молодого талантливого дирижера Р.Букса. К слову, Букс является лауреатом Первого Международного конкурса дирижеров имени Стефана Турчака.

Такая удивительная преданность музыке и желание создать оазис красоты и духовности получили признания и благодарность слушателей, открывших для себя музыкальную душу Англии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК