В Национальном университете «Киево-Могилянская академия» состоялась презентация издания «Мы идем!» — об участии и роли Киево-Могилянской академии в оранжевой революции. Она предоставила известным «революционерам» возможность собраться в оранжевой ауре Культурно-художественного центра НаУКМА, где дислоцировался в ноябре—декабре 2004 года пресс-центр Виктора Ющенко.
«Не лидеры вывели людей на Майдан, а люди вывели лидеров на Майдан», — такими словами начал мероприятие президент Киево-Могилянской академии Вячеслав Брюховецкий. Ему в своих выступлениях-воспоминаниях вторили присутствующие: Роман Бессмертный, Юрий Луценко, Николай Катеринчук, Владимир Филенко... Вспоминали яркие эпизоды оранжевых дней и ночей — планерки в полночь у Романа Бессмертного, барабаны революции, плакат с надписью «Хмирів за Ющенка» в дверях здания Кабмина, микрофон имени Томенко...
Могилянское знамя на фоне затянутого серыми тучами неба, сквозь которые пробиваются светло-желтые солнечные лучи, а что ниже флага, затемнено — картина на обложке альбома. От мрака неволи к свету свободы с могилянским флагом в руках — так прочитывается идея этой композиции. И стоит признать, что фотография получилась просто гениальная. На одной из первых страниц фотоальбома написанные 26 декабря 2004 года рукой Вячеслава Брюховецкого слова — «И верили, и знали, и смогли». А дальше страница за страницей, мгновение за мгновением, лицо за лицом, событие за событием — фотографический документальный рассказ о провозглашенной могилянской общиной протестной акции «Мы идем!», о могилянских инициативах, пешем походе по улицам Подола, пикетировании и митингах под стенами государственных учреждений. Все это — оранжевая революция именно могилянскими глазами. Глаз много, следовательно, и взглядов много.
Национальная идентичность, а значит, и национальная солидарность, национальное единение, о которых сейчас так много говорят на разных уровнях, настоятельно требуют определенного образно-символического воспроизведения. Именно такое воспроизведение лежит в основе национального мифа. Здесь слово «миф» употреблено в самом позитивном из всех возможных значений. Национальный миф является достоянием национальной истории. Национальная мифология имеет коллективного творца, но ее летописцем выступает прежде всего национальная интеллигенция.
Издание «Мы идем!» стопроцентно отвечает критериям национального мифотворчества. Украина имеет национальные мифы, унаследованные из минувших эпох. Но ей до недавнего времени очень не хватало мифа новейшего, мифа ХХI века. Перелом эпох на рубеже 80—90-х годов такого мифа не дал. Оранжевая революция имеет формат, масштаб и символично-образный потенциал, достаточные для роли такого мифа. Пройдет время, и разные трещины, неровности и пористые места на поверхности украинского политического материка или сгладятся, или пути к ним зарастут сорняками. Через десяток лет Украина будет иметь нового президента, новое правительство, новые проблемы. А символ, а миф, а вера нации должны остаться.
В издании «Мы идем!» рядом с фотографиями помещен ряд писем-обращений, заявлений и воспоминаний... Можно сколько угодно дискутировать о том, кто кого и как использовал, о том, какие технологии применялись и как хорошо они сработали. По такой логике, технологией в истории человечества становится все — искусство, история, религия. Политика в этом случае не исключение, а лишь укоренившееся правило. И человечество бы давно уже вымерло, если бы во всем люди видели одни только технологии.
Не стоит, конечно, увлекшись такими рассуждениями, преувеличивать значение выхода в свет фотоальбома «Мы идем!». Это всего лишь капля в море. В Польше, скажем, не счесть всех проектов, призванных всячески оберегать национальный символ Солидарности. Чешский символ «бархатной революции», немецкий символ «Берлинской стены», украинский символ «Майдана». Правда, приятно, что этот перечень уже может иметь такое продолжение, но его еще нужно отвоевать у времени и… у себя. Майдан — это наш символ, наш новейший национальный миф. Великая сила и магия национального мифа еще и в том, что он никогда не становится прошлым — он вечен. Он всегда маячит где-то на горизонте грядущего как нечто прекрасное и светлое, к чему хочется дотянуться. Но весь секрет в том, что лишь только кажется, что цель близка, оказывается — на самом деле она еще далеко, и нужно идти, идти, идти и еще раз идти, нужно одолевать дорогу со всеми препятствиями, ухабами, пылью и болью в спине. В этом великая тайна национальной витальности, то есть живучести и жизнеутверждения. Как часто приходилось слышать в «дореволюционную эпоху», что у украинцев нет своей национальной идеи. Но ведь национальные идеи рождаются из национального мифа!
Дорогу, как известно, осилит не каждый. Кто же осилит? Идущий — почти детский, очень простой ответ. Нужно только знать, куда, как и
зачем. Но Мы шли, «Мы идем!» и Мы будем идти.