Читают ли православные христиане Священное Писание, знают ли, любят ли, живут ли они им? Или распространенный протестантский тезис «вы не являетесь людьми Писания» имеет под собой некое основание?.. Книга Предстоятеля Украинской православной церкви Митрополита Владимира «Апостол Павел и его эпоха», вышедшая в издательстве «Пролог», — живое свидетельство того, с какой любовью и почтением относятся православные к Библии. Прихожанам трапезного храма Киево-Печерской лавры, где сейчас чаще всего служит Митрополит Владимир, хорошо известно, как глубоко и точно толкует владыка Писание. Но одно дело прихожане, а другое — читатели. Книга как перелетная птица. Ее читают не только православные, но и протестанты, более того, по счастью, книги часто попадают в руки «совсем случайным» людям. И, слава Богу, часто эти «случайные» книги становятся любимыми книгами «случайных» людей…
Эта книга читается очень легко. Можно сказать, на одном дыхании. Кроме того, поскольку она написана удивительно ясным языком, читатель получает подлинное удовольствие. Ведь ясность изложения — такая редкость сегодня, когда книги слишком часто пишутся без подлинной любви к предмету, любви, которая как бы «затмевает» собой смиренного автора.
Книга простая, а ее предмет — один из самых сложных в богословии. Послания св. апостола Павла вообще относятся к самым трудным разделам Библии. Исключительная богословская глубина, крайне своеобразный способ мышления, стиль и лексика высокообразованного раввина, выросшего в многосложном эллинистическом мире, вызывают порой непреодолимые трудности у нашего современника, когда он берется читать, скажем, Послание к римлянам без подготовки, без помощи учителей, комментариев и специальных словарей.
Один киевский философ честно признавался о своих попытках прочесть это Послание: «Сколько сложнейшей литературы перечитал, научился разбираться в таких тонких хитросплетениях мысли, а тут вроде простой текст, но вот читаю, перечитываю два, три, пять, десять раз — и не понимаю! Чувствую, что глубина, слова все знакомые, ясные — а понять не могу».
Но и комментарии, и словари часто не столько помогают, сколько запутывают. Наибольшую известность из православных комментариев к Писанию приобрела сегодня Толковая Библия преемников А. П. Лопухина, ставшая в свое время эпохальным событием в русской библеистике. И все же многих сегодня этот труд не удовлетворяет. Конечно, на русском языке есть превосходные толкования св. Феофана Затворника на все Павловы послания. Но ведь это целая библиотека из толстых томов! А если хочется охватить одним взглядом жизнь и труды апостола Павла, чтобы нарисовать в уме цельный и живой образ (без чего и невозможно по-настоящему вникнуть в его писания), то как быть? Очевидно, нужно подойти к делу совсем с другой стороны: рассказать об эпохе и культуре того времени, искусно и органично вписав в них фигуру великого провозвестника христианской свободы.
Именно так и поступил Митрополит Владимир, составив на основе своих лекций в Московской духовной академии рецензируемую нами книгу. Читая эту повесть, написанную легким и ясным стилем, увлекаясь любопытными подробностями из жизни апостольского века, мы начинаем испытывать «эффект присутствия», ощущаем себя современниками тарсянина Павла, как бы воочию видим поразительное превращение еврейского учителя в апостола язычников, путешествуем рядом с ним по малоазийским городам, попадаем в кораблекрушение.
Однако перед нами не художественное произведение, где подобный результат достигается писательским искусством, обильно приправленным игрой воображения. Все детали этого живого рассказа собраны в кропотливом научно-исследовательском труде, а книга в целом представляет собой плод не только научных изысканий, но и молитвенного чтения Слова Божия, богомыслия, духовного и житейского опыта.
Она написана, как говорит сам владыка, «для живого понимания его (Павла) посланий... его богословия». Например, апостол называет закон «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Митрополит Владимир, поясняя, что детоводителем (педагогом) называли раба, сопровождавшего детей в школу, и упоминая пословицу о «мрачной мине педагога», делает очень доходчивой мысль о соотношении закона и благодати. Или мы с удивлением узнаем, что в посланиях немалое место занимают метафоры, связанные со спортивными состязаниями, а, скажем, фраза «мы сделались позорищем (т.е. зрелищем, поясняет владыка) для мира, для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4:9) намекает на театральные представления.
В наше время особенно не хватает как раз таких книг для широких читательских кругов — популярных, простых, но основанных на богатом духовно-богословском опыте и обширных познаниях. В лице автора книги — Блаженнейшего Митрополита Владимира — счастливо сочетаются научно-педагогический талант с дарованием мудрого просветителя, проповедника и пастыря. Владыка наследует традицию таких замечательных отечественных писателей-просветителей, как, например, архиепископ Иннокентий (Борисов), чья книга «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» была в свое время любимейшим народным чтением. Из наших современников книгу Митрополита Владимира об апостоле Павле можно поставить в один ряд с получившими широкое признание работами о. Александра Меня.