Сегодня, в нашу прагматичную эпоху, когда человеческое достоинство измеряется толщиной кошелька, а уровень культуры — мудростью от МТV или «Русского радио», господа издатели не часто радуют читателей хорошей авторской книгой. И причиной тому не только драконовские законы, поставившие отечественное книгопечатание на колени, или конъюнктура рынка, поглощающего миллионными тиражами Книгу рекордов Гиннесса или Камасутру… Скорее речь идет о том, что все вместе и каждый в отдельности ищут универсальный секрет успеха, эликсир благополучия и душевного спокойствия, который по определению не может и не должен содержаться в есенинской лирике или тургеневской прозе… Для поколения, величественно вступившего в ХХI столетие, слово «обогатиться» приобрело иной смысл, совершенно отличный от того, который вкладывался в него поколением советских романтиков, не говоря уже об утонченных натурах XIX века. Подобная печальная закономерность дает повод воинствующим эстетам в который раз возмущенно всплеснуть руками и заняться одухотворением и просвещением народа, что неизменно приводит к изложению пушкинских поэм в стиле «рэп» или «рок-н-ролльному» варианту «Анны Карениной». Поэтому если вдруг читатель обнаружит у себя опасные симптомы миссионерства, лучшим выходом будет обратиться к сочинениям великого испанского философа Хосе Ортеги-и-Гасета, который в свое время точно подметил, что как только любое, пусть даже самое утонченное явление становится достоянием масс, в тот же момент оно утрачивает всю свою привлекательность и общественную ценность.
Вышеуказанное изречение в полной мере касается и авторской книги, будь то сборник стихотворений, повесть или роман. Чем реже читатель ее видит на прилавке, тем с большим энтузиазмом он встречает появление долгожданной новинки.
Последней редкой гостьей на украинском книжном рынке стала книга стихов в прошлом хмельницкой поэтессы, а ныне гражданки США Натальи Глуховской. Изданная в лучших традициях «буржуазного» книгопечатания (суперобложка, твердый переплет и мелованная бумага), она сохранила все элементы искренней, не замутненной временем романтики, начиная с символичного и многообещающего названия «Дорога выбрала меня…» и заканчивая очень тонкими по замыслу и безукоризненными по исполнению иллюстрациями александрийского художника Виктора Кононенко.
Этот поэтический сборник уникален по той простой причине, что представляет собой некую итоговую черту под сорока годами творческого поиска. Все то, что долгое время писалось в стол, для родных и друзей, автор, наконец, осмелилась вынести на суд широкой публики, и очень верно поступила, поскольку наиболее объективная и непредвзятая оценка может быть дана только его Величеством Читателем. Только читатель может по достоинству оценить своеобразную манеру письма поэтессы, которая как бы размышляет вслух о жизни, о себе, об окружающих, образно и живописно передает ощущение теплого летнего вечера и скучного осеннего дождя. Наталья Глуховская в размеренной и неторопливой беседе говорит с читателем о своих надеждах и разочарованиях, жалуется ему, спорит с ним, просит у него совета. Изредка в мудрые и взвешенные строки словно молнии врезаются пламенные тирады темпераментной и эмоциональной женщины…
Стихотворения Натальи Глуховской носят камерный характер, они как пожелтевшие фотографии в старом семейном альбоме требуют тепла и настроения. Очень сложно их понять в суете повседневной, вечно бегущей и спешащей жизни, но если хотя бы на один вечер провалиться в безвременье мягкого и пушистого пледа, окутаться желтоватым светом ночника, ароматом душистого чая, то поверьте, открыв эту книгу на первой странице, вы закроете ее только на последней, внимательно вглядываясь в лицо женщины, создавшей такое чудо…