Музыкальная общественность Украины в середине сентября отмечает 85-летие заслуженного деятеля искусств Украины, бывшего руководителя мужской хоровой капеллы имени Льва Ревуцкого Семена Дорогого.
Без преувеличения этот человек дорог сердцу многих кировоградцев. И не только его учеников, среди которых много известных в Украине и в нашем крае людей, но и всех, кто знал этого неординарного человека. Его творческий расцвет пришелся на годы коммунистической эпохи, не очень благосклонной к раскованному, свободному духу художников, но он сумел не только не предать своего человеческого и профессионального «я», но и немало сделать в деле, которое считал своим призванием. По моему мнению, люди такого таланта, как Семен Дорогой, в Украине — не редкость, но какая-то внутренняя несвобода сдерживает их потенциал, некий психологический тормоз не дает сполна реализоваться. И только единицы находят в себе силы вознестись над устоявшимся, вспыхивать как факел, уметь и в самом глухом селе не быть провинциалом. Такие люди всегда в оппозиции к власти, и власть не может не считаться с ними. Конечно, с другой стороны, медали — и зависть, и зло, и неприятие, и неудачи, часто и материальное неблагополучие. Но самое главное все-таки другое — умение сохранить чистыми свою душу и талант, быть щедрым и искренним, даря их людям. По-моему, именно таким был и есть Семен Дорогой.
От Екатерины до «Катерины»
Появление и существование в нашем городе первого профессионального украинского реалистичного театра, присутствие здесь его деятелей дали и по-прежнему дают мощные всходы. Именно в труппе музыкально-драматического театра воспитывался отец Семена — Василий Григорьевич. К сожалению, во время Первой мировой войны он был ранен и больше на сцене не выступал. Мать Елена Ивановна обладала замечательного тембра голосом, исполняла партию Оксаны в опере «Запорожец за Дунаем» Семена Гулака-Артемовского и Екатерины в одноименной опере просвещенца Николая Аркаса.
Это уже со временем, будучи зрелым мастером и руководителем хора Кировоградского музыкального училища, Семен Дорогой в качестве хормейстера вместе со своим коллективом примет участие в постановке оперы «Катерина», осуществленной тогда заслуженным артистом УССР Михаилом Донцом к 150-летию со дня рождения Тараса Шевченко. Эту постановку можно считать беспрецедентной по крайней мере потому, что имя автора «Історії України», буржуазного украинского националиста (грека по происхождению) Николая Аркаса в советские времена было просто запрещено.
Но в юности Семен Дорогой мечтал о карьере певца. С первого класса учился пению под руководством Льва Бетенского, друга семьи Нейгаузов и Кароля Шимановского. В качестве солиста участвовал в республиканских олимпиадах — пел «Жаворонка» Михаила Глинки и «Тихесенький вечір» Кирилла Стеценко.
Во время войны Семен Дорогой был в партизанском подполье, затем служил в воздушно-десантной дивизии и в ансамбле песни и танца Восточно-сибирского военного округа. Уже после войны смог поступить в Одесскую консерваторию. Учился сначала на вокальном факультете. Внезапное заболевание голосового аппарата, как некогда фронтовое ранение его отца, перечеркнуло путь к вершинам вокального мастерства. Но не на сцену. Знаменитый профессор Константин Пигров, заметив дарование юноши, пригласил его на дирижерско-хоровой факультет.
«А вы для меня вовсе не гора…»
В годы падения коммунистического режима и подъема украинского национального сознания в Кировограде рассказывали анекдот (именно так я его тогда воспринимала): был, мол, такой дирижер в Кировограде, Дорогой, который не очень слушался начальства. Однажды на одном заседании партийный чиновник, отчитывая его за какую-то провинность, решил съязвить: «Вы, товарищ Дорогой, для нас совсем не дорогой!». На что тот, не долго думая, ответил: «А вы, товарищ Гора (у чиновника была такая фамилия. — С.О.), для меня вовсе не гора, и даже не маленький холм». Анекдот этот рассказывали тогда как символ непокорности властям, пример того, как нужно с достоинством отвечать тем, кого привыкли бояться.
Ученик Семена Дорогого, заслуженный деятель искусств Украины, руководитель Кировоградского городского хора, ставший победителем многих и многих престижных конкурсов, Юрий Любович утверждает, что это совсем не анекдот, а чистая правда.
Возвратившись после консерватории в Кировоград, Семен Дорогой работал сначала в родной школе №7, где создал замечательный хор. Но серьезной вехой в его творчестве и явлением в художественной жизни края стала хоровая капелла Кировоградского педагогического института имени Пушкина (кроме этого Семен Дорогой создал в Кировограде хор музыкального училища, хор Дома культуры имени Калинина, хор Дома учителя, хор воинского гарнизона, хор мальчиков при Доме культуры имени Компанийца, его считают основателем и музыкального училища, и музыкально-педагогического факультета нынешнего педуниверситета). Высокопрофессиональное звучание капеллы, которой он руководил в течение 14 лет с небольшим перерывом (был уволен за то, что женился на студентке), отмечали на всех уровнях. Коллектив много гастролировал, посетил с концертами почти все областные центры Украины (более 500 выступлений). Беспрецедентным в то время было и то, что московская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку с записью хоровых произведений в исполнении капеллы. Но этот успех тем более весом, что оставил след не только в наградах и отличиях, но в сердцах участников капеллы. Некоторые из них стали профессиональными художниками, как Николай Родзин, народные артистки Украины Людмила Маковецкая и Нинель Билецкая, хорошо известные и уважаемые в Кировограде упоминавшийся уже Юрий Любович и заслуженный работник культуры Николай Макода. Семен Дорогой, бесспорно, творил ту художественную ауру красоты и гармонии, которая еще отзовется не в одном поколении, а то и вспыхнет неизведанным доселе талантом.
«Слышишь, брат мой…»
Но, естественно, вершиной его творческой деятельности стало создание мужской хоровой капеллы имени Льва Ревуцкого, слава которой гремела, без преувеличения, на весь тогдашний Советский Союз, а может, и на весь мир. Дело в том, что в то время (1969 год) подобный коллектив был только в Эстонии (руководил им прославленный Густав Эрнесакс). Появление в Украине такого самобытного коллектива, с ярко выраженным национальным характером, дало импульс творчеству композиторов. Для капеллы начали писать Георгий и Платон Майбороды, Климентий Доминчен, Анатолий Кос-Анатольский, Виталий Кирейко, Яков Цегляр, Игорь Шамо, другие. Капелла выступала во всех союзных республиках, а исполнение «Шести баллад» Дмитрия Шостаковича в Большом зале Московской государственной консерватории вызвало бурю восторга всей музыкальной общественности. За время (почти десять лет) управления Семеном Дорогим капеллой о ней в различных изданиях появилось почти 300 статей.
Можно еще долго перечислять отличия, должности, почетные звания маэстро. Но важно другое: он навсегда останется яркой звездой среди талантов нашего края. Такой, от которой загораются другие.