ДОН КИХОТ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Поделиться
В памяти нескольких поколений киевлян нынешнее здание синагоги, что на улице Шота Руставели, навсегда останется уютно-сказочным домом Киевского государственного театра кукол...

В памяти нескольких поколений киевлян нынешнее здание синагоги, что на улице Шота Руставели, навсегда останется уютно-сказочным домом Киевского государственного театра кукол. Ветры перемен подчас холодны и беспощадны. Неласковы оказались они к коллективу любимого киевлянами детского театра. И остается лишь перефразировать припев известной песенки: «Куда уехал театр? Он был еще вчера...» А между тем, скоро год, как Театр кукол, сыграв на этой сцене «прощальную гастроль» спектаклем «Каштанка», существует без стационарного зрительного зала, в неотапливаемом помещении бывшего дома культуры им.Фрунзе. Встречи с маленькими зрителями происходят только на выездных спектаклях, неумирающая, к сожалению, форма общения - передвижной театр. И как в былые времена, школьники встречают театральный автобус радостными возгласами: «Ура! Артисты приехали!»

Но невзирая на почти невозможные условия существования, коллектив театра не прекращает работу, выпускает новые спектакли и продолжает надеяться на новое помещение, которое город обещает построить.

Чтобы поговорить о житье-бытье Театра кукол, его проблемах и перспективах, я встретилась с главным режиссером театра, заслуженным артистом Украины, заслуженным деятелем культуры Польши, лауреатом международной премии «Дружба» Юрием Сикало. Кроме всего, для этого была еще одна уважительная причина. Этими днями Юрий Иванович отпраздновал свой 60-летний юбилей. Человек, посвятивший свою жизнь кукольному театру. Человек, своей фантазией, талантом оживляющий куклу. Человек, в силах которого сотворить чудо на глазах у маленького зрителя и заставить поверить в реальность сказки.

Разговор наш коснулся различных тем, сколько всего произошло на жизненном и творческом пути за эти годы... Но в памяти как никогда живы воспоминания о тех днях, когда путь Юрия Сикало в искусство только начинался.

- Стремление заниматься кукольным театром было у вас с детства или оно возникло по ходу «врастания» в театральное искусство?

- Вообще-то я не мечтал заниматься кукольным театром, всегда привлекал драматический. Вырос в театральной семье, отец Иван Михайлович Сикало, народный артист Украины, долгие годы проработал в Винницком драмтеатре, был замечательным актером, об этом можно прочитать во многочисленных статьях, в театральной энциклопедии. Я с детства привык, как принято говорить, к запаху кулис, смотрел все спектакли, знал все роли, которые играл отец. Он для меня был эталоном артиста. Естественно, что и я стал играть на сцене. Началось это лет с пяти, вначале были роли маленьких детей, потом стали появляться роли мальчиков с текстом. Как мне казалось, я становился настоящим артистом. Когда в школе приходилось уходить с уроков на второй смене, важно заявлял, что нужно идти гримироваться. И в художественной самодеятельности участвовал. Но попытка поступить в Киевский театральный институт не увенчалась успехом. Пришлось пойти в армию, вернувшись, шел по Виннице и увидел объявление, что Театру кукол требуются актеры. Решил посмотреть, что же это такое. В то время театром руководил замечательный режиссер и актер, впоследствии мой первый учитель Владимир Шестак. Я назвал свою фамилию, он знал моего отца, почитал что-то из своего репертуара и мне дали сразу четыре роли. Придя домой, рассказал отцу, а отец с юмором: «Видишь, я за год одну-две получаю, а ты сразу - четыре!» И еще тогда он сказал, что труд кукольника очень тяжелый. Позже много раз убеждался в верности его слов.

- И вы сразу стали играть эти четыре роли?

- Вначале растерялся и даже испугался, когда впервые увидел кукольный спектакль, хотя раньше видел гастрольный спектакль Театра Образцова. Но здесь это было как-то совсем рядом. Я поразился - ну маленькие живые человечки - ручки движутся, ротики открываются, смогу ли я со всем этим управиться? Потом начались репетиции, вокруг были замечательные актеры, все мне помогали и я стал осваивать специфику театра кукол, постепенно вошел в работу.

- Первый свой спектакль помните?

- Это был спектакль, который, простите за нескромность, делали на меня. По пьесе Григория Усача «Мальчик из страны Солнца». Я играл Крота V, проклятого капиталиста. Кстати, эта кукла хранится в музее Харьковского театра кукол. Мне очень нравилась эта роль. На премьеру пригласил маму. Была одна сцена, когда этот Крот V падал на спину, запрокинув голову и отчаянно болтал ножками. И лучшим подтверждением моего перевоплощения было мамино волнение, когда после спектакля она сказала, как же ты так долго лежал с запрокинутой головой. Она простодушно решила, что я падал так же, как и моя кукла.

- Процесс овладевания тайнами кукловождения происходил, что называется «на поле боя»?

- Да, узнал все прелести актерской кочевой жизни, мотались по всем районам области со спектаклями. Но потом была и профессиональная учеба. В театр пришло письмо об открытии в Ленинграде режиссерского отделения на кафедре театров кукол Института театра, музыки и кино. Решил попробовать свои силы, поехал поступать. Там встретился со своим втopым учителем, профессором, замечательным человеком Михаилом Михайловичем Королевым. Конкурс был большой, но у меня было преимущество - знал театр, уже умел работать с куклой. И все равно страшно волновался, да еще когда не нашел себя в списках... Потом оказалось, что список был по количеству баллов, а не по алфавиту и я в нем стоял первым. Первым и шел все годы в институте. Это не хвастовство. Доказательством моих успехов было то, что три года получал ленинскую стипендию, а она была одна на весь институт.

- Как из Ленинграда вы попали в Киев?

- В 1965 году приехал в Киев, в театр кукол на дипломную практику и сразу же был зачислен очередным режиссером. Кстати, ставил тогда тот мой первый спектакль «Мальчик из страны Солнца». Постарался использовать все, чему научился, всяческие эффекты, неожиданные придумки. Спектакль получился очень интересным, о нем много писали. Так с 1965 г. с небольшим перерывом я в Киевском государственном театре кукол.

- Можете ли вы сказать о своем театре как о сообществе единомышленников?

- Если говорить о сегодняшнем дне театра, да. Жаль, что от нас ушли хорошие актеры, не выдержав сложных условий существования. Благодарен своим актерам, которые преданы нашему делу, остались и верят в то, что у театра все-таки есть будущее. В труппе сейчас 18 человек, на плечах которых более 30 названий нашего репертуара. Среди актеров и старшее поколение и молодежь, влившаяся в наш коллектив. Со многими я проработал много лет, порой прощаешь то, что может и не нужно, но я уже так с ними сроднился, мы как одна семья.

- Знаю, сейчас театр начал серьезно готовить для себя молодые актерские кадры.

- Мы понимаем, что возрастно труппа стареет, о молодежи надо думать. С помощью директора театра, Николая Ивановича Петренко при эстрадно-цирковом училище, где я и раньше преподавал, набрали курс целевого назначения - шесть человек, как актерскую базу для нашего театра. Они будут учиться четыре года. Ребята способные, есть много самостоятельных интересных работ.

- С позиций своего творческого опыта, что вы стремитесь передать этой молодой смене?

- Стараюсь делать самое главное - привить любовь к кукле. Прежде всего объясняю специфику жанра, всяческие секреты. А вообще, в нашем деле нужно быть фанатом.

- Кроме фанатичного служения кукольному искусству, какие еще пристрастия в жизни?

- Огромная любовь к литературе. Когда-то много занимался фотографией. Я неплохо рисую, увлекаюсь чеканкой по металлу, дарю свои работы друзьям. А еще очень люблю порыбачить. Но ловлю рыбу для удовольствия, потом отцепляю и отпускаю. Как-то женщина рядом увидела эти мои действия, спрашивает, мол, какой же тогда смысл? А для меня это такая отдушина! Общение с природой. Люблю ездить, видеть новые города. Мне посчастливилось побывать с театром и в Европе, и в Америке, в Канаде, Перу, общаться с замечательными людьми нашего огромного фантастического мира кукольников.

- Хочу коснуться еще одной темы этого удивительного мира - кукольных спектаклей для взрослых. В наше время это стало уже привычным явлением, но когда-то вы, может один из первых, сделали этот вид спектаклей постоянным в репертуаре. Это отдельная тема или она находится в тех же рамках, решаемых вами творческих задач?

- Да, когда-то были попытки обращения к спектаклям для взрослых, потом был длительный период, когда о них забыли, и только в 70-х годах мы сделали это систематическим явлением репертуара театра. В спектаклях для взрослых я видел прежде всего возможность иносказания, прослеживания, ассоциаций с жизнью. Больше всего, меня интересовала злоба дня. С теплотой вспоминаю спектакли «Майская ночь», «Иосиф Швейк против Франца Иосифа», «Любовь, любовь» по «Декамерону», «Божественная комедия», где в образе Создателя легко угадывался тогдашний вождь, любивший вешать себе на грудь награды. Особая история была со спектаклем «Клоп» Маяковского. Мне удалось нащупать сквозное действие II акта, условно назвал его «эпидемия распространяется» и тут вдруг такая острота текста полезла, что сам не ожидал. Спектакль посмотрел обязательный тогда райком партии и началась потасовка. В результате спектакль закрыли, меня освободили от занимаемой должности, год поработал в Луцком театре, а в 1980 году снова вернулся в родной коллектив.

- Какой театр вы стремились построить, к чему тяготели творчески, в каком направлении сейчас продолжаются поиски?

- Несмотря на то, что в молодости был достаточно ершистым, в душе лирик. Ближе всего мне эстетика сказок Андерсена: нравится их поэтика, фантастический реализм с лирическим оттенком. Иносказательность этих повествований, которые заключают в себе многие важные жизненные понятия - это, наверно, мое ощущение того, что нужно детям сегодня в наше непонятное и сложное время. В том же ощущении чеховская «Каштанка» важна для меня. Или вот киносценарий Шварца «Дон Кихот» - моя стилистика, эстетика, моя тема романтизма, максимализма. Я в душе и сам вот такой Дон Кихот - доказывал, дрался, лез на стену, был очень задиристым в творчестве. А вообще-то, тяготею к театру традиционному. Своими спектаклями стремлюсь вернуть детей в мир чистых, светлых отношений. Несмотря на неимоверную сложность задачи - хочу разбудить маленькую человеческую душу, затронуть сердце. Надеюсь, именно этим творческим поискам будет отвечать новый спектакль нашего театра «Волшебная лампа Алладина».

- Вначале разговора я хотела спросить, заниматься искусством кукольного театра вы стали оттого, что это легче всего или оттого, что это сложнее всего. Результат нашей беседы привел меня к простому выводу, вы занимаетесь этим потому, что любите.

- Да, потому что люблю это искусство.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме