ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ

08 августа, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 32, 8 августа-15 августа 1997г.
Отправить
Отправить

Себя… Лето. Все переместилось к югу. В столице затишье. Казалось бы - вот он, долгожданный досуг, otium, всегда бывший непременным условием процветания наук и искусств...

Себя…

Лето. Все переместилось к югу. В столице затишье. Казалось бы - вот он, долгожданный досуг, otium, всегда бывший непременным условием процветания наук и искусств. Но рекламные листки окончательно вытеснили афиши с предназначенных для них мест, телевизор жалок как никогда. Не стоит принимать все это близко к сердцу, потому что теперь в образовавшейся тишине мы можем наконец с самим собой договориться - что для нас «большое, светлое, настоящее», такое, каким мы хотим его видеть, и чем оно отличается от того, которое «нам имеют предложить».

Скажу сразу, что не считаю из рук вон плохими все «предложения». Проигрышный вариант еще не значит плохой. Скажем, ориентированность на программы MTV «Червоної рути-97 - это была хорошая идея. Но вариант оказался проигрышным из-за невозможности ее воплощения. Опять-таки, получилось не то чтобы плохо - но какое-то оно чужое. Несмотря на то, что MTV смотрят многие. Почему же? Организаторы «Червоної рути» перед началом фестиваля заявили примерно следующее: «Мы очень сильно отставали от Запада, а в этом году мы приблизились к нему вплотную». Возможно. Но зачем?

Видимо, в параллель с идеей экономического отставания Украины утвердилась полугласно идея «культурного отставания». И она стала едва ли не определяющей для современной культурной политики Украины (хотя имеется ли таковая вообще - это еще вопрос). Соответственно, возникает уже неновое и вполне естественное желание догнать кого-то, а кое-кого и перегнать. Причем всенепременно указывается на наши превосходные стартовые возможности - еще один очень популярный и малоперспективный миф. Впрочем, апологеты прекрасного прошлого так основательно засиделись на этом самом старте, что, кажется, все следующее по идее за стартом потеряло для них всякий смысл, т.е. можно говорить о том, что два этих мифа поддерживают и оправдывают друг друга.

Итак, с одной стороны, мы зачарованно созерцаем отдельные моменты собственной истории, а с другой - столь же зачарованно ищем культурную истину во внешнем мире. Снова напрашиваются параллели с ситуацией на потребительском рынке, где «советское - значит отличное», но безнадежно устарело, а импортное, в общем, ничего, но в наши розетки не включается, быстро перегорает и вообще непонятно как работает, потому что инструкция написана иероглифами.

То есть тенденции намечаются две: либо застыть на уровне фольклорной традиции, либо пытаться подменить собственное культурное развитие западным суррогатом (суррогатом не потому, что плохо то, что делают «там», а потому, что плохо то, что из этого делают здесь). Национальный производитель современных культурных ценностей отсутствует. Наверное, так же как и соответствующий потребитель. И положение вещей, по-видимому, будет оставаться таким до тех пор, пока будет держаться (муссироваться?) миф о культурном отставании и вообще о любой культурной ущербности. Культура - не забег на длинную дистанцию по заранее расчерченным параллельным дорожкам. Если что-то в данной культуре «не случилось» - совсем необязательно это что-то притягивать за уши. И наоборот, если уж что-то «случилось», открещиваться от этого бесполезно. В конце концов, именно совокупность этих деталей и составляет самобытность культуры. Смешно звучат рассуждения о том, что украинская культура «отстала на 75 лет советской власти». Эта эпоха в той же копилке национального опыта, где «героические эпохи» Киевской Руси и Гетманщины. Но когда речь заходит о национальном самосознании, вытряхивают не всю историческую копилку, а отдельные эпизоды и завороженно их перебирают. Впрочем, проблемы национального самосознания тоже как таковой нет - ее решили еще в 1991-м актом принятия независимости. Но призрак национальной ущемленности по-прежнему бродит по Украине, вызванный то ли для того, чтобы отвлекать от прочих действительно нерешенных проблем, то ли для того, чтобы оправдывать и выдавливать слезу умиления над откровенной халтурой в искусстве.

К историческому опыту можно относиться холодно и трезво, можно эмоционально и даже с отвращением, но жить приходится со всем этим грузом на самом острие истории - в современности, в гуще событий и перемен. Здесь выживает тот, кто не закостенел и может реагировать на изменения мира изменениями в себе. Это касается как каждого человека, так и целых государств. Свидетельством живучести и цельности культуры является способность, принимая чужое, сохранять при этом себя. Равно как создавать и принимать собственное новое без старания подогнать его под эталон «славного прошлого» или образцового «чужого». В конце концов, если это плохо, оно не будет воспринято и само тихо умрет. Каждая культура имеет собственные жизненные циклы, пиковые точки, и сравнивать уровни развития, а значит, и соревноваться - занятие неблагодарное хотя бы потому, что отсутствуют объективные показатели этого развития или превосходства. Иногда, правда, за такой показатель принимают популярность творческой продукции у представителей других наций, но тогда придется согласиться с тем, что свидетельством «высокой культуры» Америки являются штампованные боевики, т.к. именно они пользуются высоким спросом на нашем видеорынке.

Наша «культурная гонка» - догнать и перегнать - иногда приобретает выражение в благородной идее воспитания зрителя. Действительно, если из телевизора, например, все время льется что-то определенное, то постепенно к этому привыкаешь и начинаешь относиться как к должному - наша психика очень уязвима и открыта, особенно для средств массовой информации. Увы, воспитатели ненадежны. Они не особо разнообразны, не всегда отличаются высоким вкусом и достаточным уровнем знаний или просто чистоплотностью. Ибо, к сожалению, никакое благородное намерение не устоит перед хорошей суммой, даже если дают ее за откровенную халтуру. В новаторские проекты, как правило, не вкладывают деньги, т.к. нет стопроцентной гарантии успеха. Лучше уж во что-то «старое-доброе», испытанное - в западническую эклектику, например, или во что-нибудь идейно-историческое. Стоит ли говорить, что все это работает как поддержка уже упоминавшихся мифов. Более того - питается ими. С точки зрения искусства, это чаще всего штамповка (т.е. «испытанная форма»), рассчитанная на «усредненного» потребителя и заодно формирующая его, дабы обеспечить себе массовую аудиторию. Таким образом «воспитание зрителя» сводится к подведению его вкусов под определенный и вполне достижимый стандарт.

Хочется, чтобы в нашем независимом государстве, так гордящемся этой независимостью, культурная политика (а правда, есть она или нет?) сошла с позиции геноцида по отношению к собственной национальной культуре, с позиции мифов о собственной ущербности. Это неподходящие мифы для нормального развития. Только та культура, которая ни за кем не гонится, может надеяться на сохранение своей самобытности не только средствами «героического прошлого», но и «активного настоящего» и в конце концов на обретение собственной дороги в «светлое будущее».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК