Думаете для того, чтобы смотреть по ТВ фильмы? Так кино лучше смотреть с людьми в кинотеатре. Чтобы новости узнавать? Но по радио новости быстрее доходят. Хотите глубокий анализ всего узнать? Так в газете можете аналитические статьи несколько раз прочитать, а по телеку не успеете.
Нет, телевизор изобрели, главным образом, для того, чтобы вы имели возможность в ту же минуту, в тот же день и час наблюдать разворачивающееся событие, явление, представление - прямо у вас на глазах. Такое удовольствие вам может доставить только телевидение! По-ученому это называется «эффектом присутствия». Этот эффект дорогого стоит.
Вместо былых парадов и демонстраций самыми лучшими, самыми телевизионными программами стали прямые трансляции из храмов и спортивные репортажи.
Даже к большим телечудесам мы привыкаем. А они же действуют, хоть и не очень часто. Кто понимает в телефутболе - тот никогда не поменяет репортажи с голами, неожиданными, как удары и подарки судьбы, на любые записи и студийные журналы. Как не приветствовать отчаянные попытки репортеров УТ-1 прямо после матча схватить тренеров только что сыгравших команд и их, еще не приученных к такому (в отличие от остального мира), проинтервьюировать прямо в эфире.
Поэтому не стоит удивляться, что уже везде за самое лакомое телеблюдо «прямой трансляции» запрашиваются большие деньги.
Как тут не радоваться подарку от «Интера». Нашим болельщикам от нашего канала была предоставлена возможность видеть матч финала Кубка кубков «Пари Сен-Жермен» - «Барселона» прямо с пылу-жару. Спасибо! Физкульт-ура! Разве что в ходе репортажа футболист Михайличенко, в уже привычном и комичном двуязычном диалоге, комментировал матч на русском языке грамотно и интересно, а журналист Журахивский на украинском - безграмотно и неинтересно.
Делает спортивную жизнь на телеэкране интереснее также канал «ICTV», приобщая нас большими репортажами к большому спорту автогонок «Формулы-1», хоккейным и баскетбольным заокеанским баталиям.
Но есть трансляции, которые я хочу горячо приветствовать и в записи, и в монтаже. Это случается в редкие для нас часы и дни, когда телевидение приводит нас в концертный зал послушать высокую музыку.
Господи, когда же мы поймем, что в мире нет ничего лучше хорошей музыки! А на ТВ нет ничего важнее, чем ее квалифицированный показ. Показ классики.
Да, без всякой мишуры, шоу-шума и клиповой изощренности надобно грамотно протранслировать концерт серьезной музыки. Чтобы привести нас туда, где музыкальный акт совершается... Вот знакомый оперный в Киеве. Рассаживаемся, затихаем. Гасится свет. Сейчас начнется. Кашляем. Из глубины сцены мимо пюпитров и музыкантов пробираются дирижер и солист.
Берется скрипочка к плечу, звучит Вивальди - и наши души, в том числе и телезрительские, взлетают к небесам. Все смешалось и слилось в трансляции концерта: гениальная музыка, вдохновенное исполнение и мы с вами в своих квартирах на концерте спиваковских виртуозов Москвы в Киеве в программе «Классик-премьер» на УТ-1.
Да, это была трансляция благотворительного концерта, все средства от которого пошли на нужды несчастных детей-инвалидов. Спасибо. Такие трансляции - огромное благодеяние и для всех телезрителей, у которых еще может отзываться душа на звуки божественной музыки.
У нас в стране, где высокое искусство, а тем более классика, никогда не принадлежало народу, телевидение может помочь в самом главном. ТВ в состоянии наиболее эффективно просвещать и духовно лечить.
Хотел еще больше похвалить «классиков» на УТ-1, но вот прошла передача с записью концерта в Национальной опере. Оказывается, что для успеха в музыкальном вещании надо, чтобы классика была не только в музыке, но и в телевизионном показе.
В каком жанре работает «Классик-премьер»? Если хотели дать хороший концерт в трансляции из Оперы - понятно. Но сколько средств и усилий было направлено на то, чтобы смонтировать и перемешать с прямым концертом: многочисленные и необязательные угодливые интервью в адрес благодетелей и своей «замечательной передачи» плюс вручение артистам конвертов и поздравлений, включение «архивных» записей предыдущих выступлений…
Классика, искусство себя не хвалят. Они живут… или скучают в отсутствие подобающей атмосферы и контакта со зрителем.
Как лекарство против дикости и пошлости «суровых будней» пусть почаще звучит самый главный, всех устраивающий язык музыки в гармониях Баха, Моцарта, Шопена! Кто против - никого. Но как?..
Хочу воздать хвалу энтузиастам-телевизионщикам, которые взялись за неподъемную задачу в наш суровый век «непродажности» и безрейтинговости серьезной музыки - все же ее нести в эфир. На коммерческом канале телекомпании «ТЕТ» с ee обыкновенными финансовыми и техническими возможностями.
Пояснение такое. С одной стороны, «на симфонию» широкие массы не привлечешь. С другой - вот приехал на один концерт в Киев Гидон Кремер, так в отремонтированную филармонию даже музыканты, студенты и преподаватели консерватории не могли попасть из-за столпотворения в небольшом зале.
Эту ситуацию на «ТЕТе» разрешили основательно. В виде цикла трансляций концертов «Роман Кофман и его друзья». Теледрузья нашего замечательного киевского дирижера и его выдающихся музыкальных друзей записывают полностью концерты, а также берут интервью у всемирно известных исполнителей. Затем все это монтируют и в полном объеме концертов выдают в эфир. Послушайте только - кто и кого исполняют! Бетховена, Шуберта, Глюка, Малера, Шостаковича играют несравненные Владимир Крайнев, Наталия Гутман, Александр Князев, Сергей Стадлер, Олег Крыса, Гидон Кремер. Поют: капелла «Думка» и уникальный альтино Эрик Курмангалиев.
Как легко хмыкнуть: ну хорошо, сумели привлечь. А как показывают?
Труднейшая задача. Необходимо профессионально доказать, что музыку надо не только слышать, но и видеть. Показ музыки, особенно симфонической, требует самой высокой телеквалификации. И в телецикле «Роман Кофман и его друзья» (вдохновитель и организатор М.Панкова) во время записи (это настоящая импровизация) в автобусе ПТС читается партитура произведения для грамотного и точного включения камер, для образования уже музыкально-телевизионной гармонии, грамотного монтажа. Для того, собственно, чтобы телезритель в квартире ощутил себя присутствующим на концерте, на выдающемся музыкальном событии.
Одно плохо, передачи цикла «Роман Кофман и его друзья» идут в плохое телевремя, иногда в полночь. Это из-за повелений господина Рейтинга. Какие рекламодатели, какие спонсоры дадут деньги «на всякую там симфонию». Хочу рекламно, бесплатно обратиться к ним. Будьте господами хорошими, по крайней мере любящими отцами, уважаемые рекламодатели. Если «симфонии» вам не в расчет или вы сами их не любите, то подумайте о своих же детях. Вы будете довольны, если они Моцарту и Брамсу предпочтут Королеву и Укупника? Для трансляций Музыки - откройте ей навстречу ваши души и кошельки! Классика заслуживает лучшего места и времени на телеэкране.
Надo сказать, что на «ТЕТe» разбираются в музыке и низкопоклонствуют не только перед Бетховеном и Моцартом, но и перед Гершвином и Эллингтоном. Весь этот джаз прекрасно и регулярно слышится и смотрится в программе Леонида Гольдштейна. Совершенно уникальный и ныне действующий энтузиаст еще с советских времен «музыки толстых», лично пожимавший руки Гудмана и Эллингтона, радует нас сокровищами джазовыми, добытыми им лично невесть где и когда. Из передач «35 минут джаза» явствует также, что и представители нашего населения не только всегда любили и любят джаз, но и являются прекрасными джазовыми музыкантами.
Знаете, почему в нашей традиционно несвободной стране любили и будут любить джаз? Не только потому, что это хорошая музыка, но и за его непривычные для нас свободные импровизации. И после очередных «35 минут джаза» хочется, конечно, пожелать: пусть святые продолжают маршировать, а Долли - большое «хэллоу»!
Тут пока все спорят по поводу украинско-русских мотивов вещания и защите с севера родного информационного пространства - такая «игра в американку» продолжается!.. Предлагаю новый метод изучения английско-американского с помощью наших украинских программ-передач. Берешь программку и читаешь названия передач на один весенний день в наших краях. Как говорится в рекламе сигарет: «Ощутите запах Америки!» Итак:
«Стиль жизни The natural wау» + Мюзик-Радио 101 FM + «Hot Line» в клубе «Х.М.» + «Beawar-Video» + «ZOOM х 12» + «Рейвмиссия» из народного ТВ Украины + «Музквартал» «Terroraiser» + «Ars Londa» + непременный «Саундпарк» + «Цептер-ревю», - ведь «Шлягер - бо шлягер», а «Стиль жизни «О-ля-ля»...
Я, конечно, очень уважаю мировую классику и люблю американский джаз, но никак в толк не возьму: почему Священное Писание надо обзывать Суперкнигой в соответствующем названии телеклуба, магазины и базары называть теле-шопами и «денди-маркетами», подростка переиначить на тинейджера, а хит-параду присваивать звание национального (украинского то бишь). С таким же успехом можно называть украинскими также «хот-догов», «диджеев», «гамбургеров». А вы думаете, что уже совсем нет «тлетворного влияния Запада»...
Подвожу итоги. Если из всех искусств для нас важнейшим, по-прежнему, является ТВ, то из многих тележанров важнейшим является прямая трансляция, из многих музык - симфоническая, а из разных языков - важнейшим всегда будет родной.
Да здравствует прямая трансляция!