Дирижер Владимир Шейко: «В оркестре не хочу управлять рабами, хочу работать с коллегами»

Поделиться
Мы действительно задались целью «визуализировать» симфоническую музыку. Для этого используем приемы кинематографические.

Известный украинский дирижер Владимир Шейко уже семь лет возглавляет Заслуженный академический симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины. Он также директор объединения художественных коллективов «Музыка». А до этого - Киевская государственная консерватория… И именно Шейко, по сути, стал последним учеником гениального Стефана Турчака.

После распада Советского Союза Владимир Александрович создал первый в стране негосударственный симфонический оркестр «Украина». С середины 90-х он десять лет проработал главным дирижером Киевской оперетты (около 15 постановок).

И вот новый виток его карьеры… Сегодня г-н Шейко вместе со своим оркестром увлечен идеей «визуализации» симфонической музыки. О чем и рассказал в интервью ZN.UA.

- Мы действительно задались целью «визуализировать» симфоническую музыку, - рассказывает Владимир ШЕЙКО. - Для этого используем приемы кинематографические. Например, был такой фильм «Дитячі сни» - автобиографическое произведение для хора, солистов и оркестра. Проект создан объединением «Музыка», симфоническим оркестром, радиокомпанией и Первым национальным телеканалом. В основе - произведение композитора Александра Яковчука, вернувшегося из эмиграции, сейчас он работает в консерватории…

Кстати, на всем постсоветском пространстве это было единственное произведение на тему войны, написанное в наше время.

Мы отсмотрели около 50 хроникально-документальных фильмов и сделали видеоряд. Причем музыка в данной ситуации являлась главным носителем событий. А кино отводилась вторичная функция - визуализации.

Следующее композиторское произведение, на которое сделали визуализацию, - «Сон» Игоря Щербакова. Тут раскрыта тема Голодомора.

А потом внедрили постоянный проект с Первым национальным телеканалом и Первым каналом Украинского радио под названием «Мистецькі історії». Все девять таких историй имеют отношение к культурным ценностям Украины. Это музыка и эпохи барокко («Барвистий цвіт музичного бароко»), и украинского кино. Большой проект посвящен Мыколе Лысенко при участии десяти солистов Национальной оперы.

«Мистецькі історії» - не госзаказ, а человеческая и творческая инициатива. Отдельного финансирования для этого проекта нет, это просто наша работа...

Мы же привыкли к тому, что классика - неформат и умным быть - неформат… Формат же только то, что раньше было на задворках. Сейчас формат - это потребление денег, но ведь так можно скатиться к полной деградации общества!

Уже готовые музыкальные фильмы идут по Первому национальному в прайм-тайме, а после этого на канале «Культура». Все эти проекты записываются в Большой концертной студии звукозаписи творческого объединения «Музыка».

Следующая наша задумка в рамках «Мистецьких історій» будет джазовой и состоится 19 сентября. Радиокомпания приглашает в Киев Европейский джаз-оркестр, созданный под эгидой Европейского вещательного союза. Будет два концерта оркестра со струнной группой нашего симфонического оркестра. Аранжировкой всей музыки для этого проекта занимался Игорь Стецюк.

- Владимир Александрович, вернемся к истокам вашей работы в оркестре Национальной радиокомпании… С чего приходилось начинать? Что было самым сложным?

- Я пришел в этот симфонический оркестр как кризис-менеджер. Пока у меня что-то получилось сдвинуть - и это радует. Приходится уходить с работы в 22.00, а приходить рано утром.

Ведь для того чтобы собрать оркестр воедино, нужны либо очень большие деньги, либо очень большое желание. Превалирует второе.

Сначала была большая текучесть кадров. Сейчас все места заняты. Люди хотят работать в Симфоническом оркестре НРКУ, несмотря на невысокую оплату.

- Сегодня многие украинские дирижеры жалуются, что гастролировать очень тяжело - нет средств, не всегда в маленьких украинских городах заполняются залы на концертах симфонической музыки…

- По-разному бывает… Например, только за последние четыре года коллектив побывал в турне в 10 странах Азии и Европы - Южной Корее, Иране, Испании, Италии, Португалии, Голландии, Бельгии, Польше… Причем выступали в престижных залах - Концертгебау (Амстердам), Де Доелен (Роттердам), Зал Королевы Елизаветы (Антверпен), Филармония Люксембурга (Люксембург), Филармония Народова (Варшава), Аудиторио Националь де Музика и Театро Монументаль (Мадрид)... В Южной Корее мы дали 72 концерта. Только в Испании были десять раз…

Это большая работа. Потребовалось много усилий после шести лет невыезда. И это дало пользу. И потом… Многое мы сделали и в Украине. Например, часто выступаем с концертами в Национальной филармонии. Играли «Венские балы» в опере… Там же исполнили произведение «Кармина Бурана» Карла Орфа…

- Говорят, у вас существует своя авторская версия «Кармины Бураны»?

- Да, потому что это оратория, то есть произведение для хора, оркестра и солистов с представлением на сцене. Но каким именно это представление должно быть, композитор - Карл Орф - не написал. Он лишь указал некие «марки» - мол, не даю никакого либретто, на что натолкнет вас моя музыка, то и воплощайте. Вот мной и была придумана история, добавлены персонажи. С нами работал балет «Сузір’я Аніко»…

- Продолжим тему гастролей симфонических оркестров по украинским городам…

- К сожалению, у нас в Украине в массовом понимании оркестры не популярны. Мы пришли к такой системе образования, когда, работая с молодыми, видим, что они абсолютно не подготовлены. Как известно, в Национальной филармонии 500 мест. Проходит где-то 2-3 симфонических концерта в неделю - и это счастье! Но зал не набит битком. А в залах, что в Корее, что в Испании, на 2-3 тыс. или даже
5 тыс. мест везде аншлаги!

В 11.30 в воскресенье в Барселоне играли «Реквием» Верди… Ну, думаю, кто придет? В зале же на 6 тыс. мест - было «темно» от зрителей. На гастролях по Испании мы ездили «челночно» - Барселона-Мадрид, Мадрид-Барселона… И уже начали узнавать людей, приходящих к нам на концерты, потому что давали в Барселоне в зале Палау де ла Музика Каталана шесть дней одну программу. Причем билеты на наш оркестр стоили в два раза дороже, чем на Национальный оркестр Испании. На нашем концерте была даже королева Испании со своей свитой.

- Тем не менее многие молодые люди из-за рубежа стремятся получить музыкальное образование именно в Украине?

- Да, это парадокс… Иностранные музыканты учатся у нас музыке! Хотя как это у нас все выживает? Непонятно! Ведь школа и энтузиазм когда-то закончатся… В Сицилии я заехал поменять колодки в обычную автомастерскую. И мой коллега обратился ко мне - «маэстро»… Обычный сицилиец сразу ожил. Потому что «маэстро», «опера», «тенор» для них код, символы национального поклонения самим себе. То, что высоко представляет нацию.

- Сколько человек сегодня в вашем оркестре?

- 88. Это действительно большой коллектив. И все очень хорошие музыканты. Спонсоров и меценатов у нас нет. Все строится на энтузиазме и самоотдаче людей, принимающих в этом участие. Наши выступления-записи проходят в виде концертов, билеты на которые не продаем, - есть лишь приглашения и афиши.

Что касается возраста музыкантов, то можно сказать, что в общем оркестр молодой. Радует, что количество мужчин-музыкантов в струнных резко увеличилось. А это немаловажно. Когда я пришел, у нас в первых скрипках был только один скрипач! Все остальные - дамы. А ведь при всей любви и уважении к прекрасному полу мужская энергетика в оркестре еще как нужна! Не только в духовых, но и в струнных группах. Так что баланс соблюдается, многие говорят о хорошем климате в коллективе.

- У Федерико Феллини есть известный фильм «Репетиция оркестра», в котором дана модель взаимоотношений дирижера и оркестрантов…

- Я понимаю, на что вы намекаете. Есть один аспект, который меня всю жизнь как выручал, так и был бичом... Внутренне я большой демократ. Часто говорю музыкантам, что не хочу управлять рабами, а хочу работать с коллегами. У меня нет зарплатных страшилок… Всегда работал с самыми лучшими музыкантами коллегиально. Вначале оттого, что был молод и неопытен. А потом мне довелось десять лет работать главным дирижером театра оперетты.

- Вы также два года стажировались в Большом театре России. Не возникало желания прописаться там?

- Нет, в Россию не хочу. Большой театр - это большая махина и большая морока. Чем больше театр, тем больше производства. Там около 3000 человек. У нас пока хватает работы и без театра.

- А в европейские оркестры поступали приглашения поработать подольше?

- Мне творчески комфортно и здесь... Итальянцы мне не раз говорили: «Вы так играете, научите нас музыке. У нас так уже давно не играют!». Ведь за границей очень часто оркестры хорошо играют именно технологически. Там есть директор, арт-директор, постоянно меняются исполнители. Поэтому при хорошем наборе музыкантов они играют довольно прилично… Но… Как правило, в таких оркестрах не бывает эмоционального единодушия, как в наших коллективах. Не могу объяснить, что у нас срабатывает. С нашими музыкантами мне работать приятно. Отдача у них больше, нежели у иностранцев. Хотя есть и обратные примеры… Мне довелось работать с оркестром Алжира, они приехали сюда, мы дали концерт в Национальной филармонии. Так вот, алжирские музыканты так сыграли увертюру из «Наталки Полтавки», что все ахнули! Это было так «щиро», так открыто, так сочно! Хотя работать мне с ними было трудно - они весьма эмоциональные южные люди...

Мне очень повезло на учителей. Как хормейстер в концерватории я учился у Льва Венедиктова. А по дирижированию был последним студентом Стефана Турчака. Меня это в жизни творчески спасало. В разных конфликтных ситуациях образование и умение были моим спасательным кругом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме