ДЕВЯТЬ ВЕЧЕРОВ НА УЛИЦЕ КОСТЕЛЬНОЙ

27 сентября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 37, 27 сентября-4 октября 2002г.
Отправить
Отправить

Зачем существует музыка? Для красоты. Чтобы сообщить нечто важное, что не может быть сообщено иным способом...

Зачем существует музыка? Для красоты. Чтобы сообщить нечто важное, что не может быть сообщено иным способом. Чтобы объединять разных людей.

Находясь внутри музыкального потока, не задаешь вопросов. Об испытанных ощущениях потом невозможно рассказать тем, кто там не находился. Расскажу о событиях.

С 1 по 15 сентября в киевском соборе святого Александра проходил Первый международный фестиваль органной музыки. Акустику храма, которому в этом году исполняется 160 лет, специалисты считают уникальной, музыка звучит в естественных условиях, для которых она и была написана.

В фестивале принимали участие выдающиеся органисты современности: Френк Линч (Канада), Маркус Виллингер (Германия), Евгения Лисицина (Латвия), Сергей Кириллов (Россия), Ярослав Тума (Чехия), Леопольдас Дигрис (Литва), Ольга Дмитренко, Галина Булибенко, Тарас Багинец (Украина).

Музыканты исполняли свои программы на большом немецком органе фирмы Weise, который был установлен в соборе в 2001 году — по инициативе настоятеля храма
о. Виктора Маковского и Ольги Дмитренко, при активной помощи Нины Козловой. Они отыскали инструмент в церкви немецкого города Герцогенаурах вблизи Нюрнберга, и после переговоров церковные и городские власти передали орган в дар киевскому собору.

Леопольдас Дигрис, которого называют одним из лучших органистов Европы, высоко оценил новый инструмент:

— Он обладает большой мощью. Если бы я не знал, что здесь раньше был планетарий, вошел и стал слушать, я подумал бы, что орган построен специально для этого храма в конце XIX — начале ХХ века. Это идеальное попадание в десятку!

Фестиваль — путешествие сквозь времена и стили: от стройной мелодичности Баха, Букстехуде, Телемана, Корелли, Моцарта — до сложных построений Регера, Мессиана, Петра Эбена. Дигрис повел еще дальше в прошлое — сыграл цикл из семи танцев неизвестного вильнюсского автора XVI века на маленьком органе «Oberlinger». А Галина Булибенко соединила эпохи, исполнив Фантазию на тему хоральной прелюдии Баха современного композитора Витаутаса Бартулиса «Видение 17 июля 1750 года (день смерти Баха)».

Слушая Евгению Лисицину, мастера переложений музыкальной классики для органа, вновь убеждаешься в безграничных возможностях «короля инструментов». Об этом — ее транскрипции «Лета» из «Времен года» Вивальди, две вещи цикла «Картинки с выставки» Мусоргского, перезвон «Колоколов Вестминстера» Луи Вьерна.

Какие еще были открытия? Блестящие импровизации Маркуса Виллингера, совершенные по форме, при этом темы были заданы слушателями непосредственно перед исполнением. Яркий талант самого молодого участника, Тараса Багинца из Харькова. Композиции канадца Френка Линча — его духовная музыка для сопрано, тенора и камерного оркестра. Сюита неизвестного автора XVIII века «Ханакийские танцы», которую сыграл Ярослав Тума. Переложение для органа концерта Дмитрия Бортнянского, исполненное Сергеем Кирилловым.

А на первом и последнем концертах звучали произведения чешских, немецких, литовских, латвийских, польских, венгерских, канадских авторов и современных украинских композиторов — в знак благодарности к странам, которые участвовали в организации и проведении фестиваля, в установке нового органа.

Что дает фестиваль музыканту?

Леопольдас Дигрис:

— То же, что и участие в концертах, — поддержку формы. Играть для себя и играть для других — разные вещи.

Ольга Дмитренко:

— Для меня фестиваль — учеба, возможность познакомиться с разными стилями исполнения. И еще радость — когда слышишь, что у другого получилось талантливо. Мы встретились со старыми друзьями. Евгения Лисицина и Леопольдас Дигрис раньше были в Киеве частыми гостями. Я и Галя Булибенко познакомились с Ярославом Тумой на конкурсе «Пражская весна». Дигрис давно знает Кириллова, знаком с Тумой. Виллингер и Линч сразу органично вписались в наше содружество. Сложились теплые отношения — не конкуренция, не обособленные выступления, а праздник совместного творчества.

Теперь о тех, для кого звучал орган. В зале ежевечерне можно было видеть солистов Дома органной и камерной музыки, студентов органного класса музыкальной академии. Когда еще выпадет возможность услышать таких выдающихся мастеров? А о широком круге расскажу вот что. Как-то перед одним из концертов я случайно познакомилась в городе с американскими туристами — парнем и девушкой, рассказала им о фестивале. Парень ответил: «Мы никогда не были на органном концерте». И вечером они пришли, а потом искренне благодарили, им очень понравилось. Американцы были не единственными, кто впервые в эти дни услышал органную музыку, и вот как я об этом узнала. Во время фестиваля была создана «обратная связь» — выходя из собора, люди могли записать свои впечатления. Держу в руках объемный пакет, а в нем множество исписанных листков:

«На органном концерте я впервые, и ничего более прекрасного в моей жизни не было. Спасибо»; «Много раз был на органных концертах, но такого еще не слышал. Вот что значит музыка до слез», «Лучшее исполнение Баха в моей жизни. Музыкант»; «Спасибо за возможность услышать лучших органистов современности»; «И опять хочется жить — так бы я назвал чувство, которое возникает после концерта». А фразу «Этот вечер был лучшим в моей жизни» писали после каждого концерта! Еще я прочла просьбы почаще проводить такие фестивали. Были и стихи — зарифмованное состояние внутреннего полета.

Всех, кто подарил киевлянам музыкальный праздник, в газетной статье не назовешь. Их имена — в программе, кстати, очень качественно составленной.

А душу фестиваля назову — это Ольга Дмитренко, председатель организационного комитета. Неутомимый, всегда приветливый, светящийся добротой человек, она проделала огромную подготовительную работу, вела все концерты, встречала и провожала гостей-музыкантов в аэропорту. Леопольдас Дигрис сказал о ней: «Я давно знаю Ольгу как прекрасного музыканта, теперь узнал как талантливого организатора». После каждого концерта люди походили к ней, дарили цветы, благодарили, писали в отзывах: «Спасибо за самоотдачу, любовь к людям в зале, к участникам фестиваля, к делу, которым Вы занимаетесь». Я увидела, как подошла пожилая женщина: «Благодарю, что не забыли нас, пенсионеров» — для них вход на фестиваль организаторы сделали свободным, да и для всех остальных билеты были вполне доступны по стоимости.

Прошедший фестиваль – значительное событие культурной жизни Украины. Состоялось творческое общение музыкантов разных стран, разных исполнительских школ. Состоялось наше общение с музыкой, которая «раскрывает волшебные окна, позволяя нам заглянуть в глубину жизни, сквозь ее внешнее обличье» (композитор Ральф Воэн Уильямс).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК