Дамоклов меч над Караваджо

Поделиться
Этот дом, напоминающий изысканную бонбоньерку, красуется во всех альбомах с видами Одессы, во всех подарочных наборах открыток...

Этот дом, напоминающий изысканную бонбоньерку, красуется во всех альбомах с видами Одессы, во всех подарочных наборах открыток. Правда, фото сделаны лет двадцать назад. Сейчас у бонбоньерки откровенно неприглядный вид, и только следы былой красоты напоминают о глянцевых открытках с изображением Одесского музея западного и восточного искусства. Правда, в доме идет реставрация. Точнее, не идет, а ползет…

До сих пор обычному течению жизни в бывшем дворце Абазы на Пушкинской, ныне Одесскому музею западного и восточного искусства реставрационные работы не особенно мешали. Правда, в конце минувшего года нередко случалось так, что экскурсия или лекция сопровождались шумом работающих инструментов из подвальных помещений. Но этому шуму все были только рады. Директор музея Виктор Никифоров — особенно. Ведь пауза между начавшимися два года назад мероприятиями по укреплению фундамента и продолжением не послужила на пользу дворцу. Лучше было бы, если бы финансы поступали бесперебойно.

— В августе прошлого года на ремонт музея из областного бюджета было выделено 440 тысяч гривен, — рассказывает Виктор Сергеевич. — Это сумма очень небольшая, во всяком случае, если учитывать весь объем работ. Но все-таки ее достаточно для того, чтобы завершить первоочередные противоаварийные работы по фундаменту. На первом этапе реставрации было установлено около трехсот буроинъекционных свай. Отверстия скважин были просверлены до твердого слоя ракушечника на глубину от шести до одиннадцати метров, в зависимости от того, на каком расстоянии находится конкретное место фундамента от твердой породы. Дело в том, что между фундаментом и ракушечником пролегает слой глины. В этом заключена опасность: глина заставляет здание двигаться, съезжать. Чтобы остановить этот процесс, и были сделаны сваи. Но потом работы прекратились. Это вызывало нашу особую тревогу: одних свай недостаточно, их верхние концы должны быть соединены железобетонным поясом, на котором, собственно, должен прочно стоять фундамент музея. Прекрасно, что сегодня такой пояс наконец-то сооружен. Управление охраны памятников культурного наследия облгосадминистрации, которое является заказчиком работ, обязуется сохранить здание. У музея задача шире: и сохранить, и оборудовать всеми техническими средствами, чтобы музей работал на современном уровне. Необходимо заменить старую электропроводку, устаревшую систему освещения. Систему кондиционирования нужно установить хотя бы в фондах музейного хранилища, где находится 80 процентов коллекции. Нужна также автономная система отопления. Та, которая есть, работает исправно, однако ее недостаточно. Установим три-четыре газовых котла, и будет тепло. А еще лучше — электрическая котельная. К сожалению, бывают дни зимой и поздней осенью, когда в музейных залах выше 11—12 градусов температура не поднимается. А счета от ТЭЦ приходят астрономические, на десятки тысяч гривен. Наши фасады будут реставрироваться в последнюю очередь, после основных инженерных работ.

Подрядчик по укреплению фундамента, фирма «Восстановление-Юг», свои обязательства выполнила. К началу года с фундаментом все было в порядке, предполагалось установить новую кровлю из современных материалов. Что касается укрепления стен, по которым змеятся сквозные трещины, то в них под давлением должны были нагнетать цемент, возможно, и с применением металлических скоб. А самое главное — реставраторам предстояло разработать целостный инженерный проект восстановления музея. Только можно было бы говорить об общей стоимости реставрации. Сегодня ее можно определить приблизительно в 20—25 миллионов гривен, с учетом постоянного подорожания стройматериалов и роста средней зарплаты в строительстве.

Затраты, безусловно, будут оправданы, если учесть важность музея, чья коллекция имеет мировую известность. К коллекции, насчитывающей порядка 10 тысяч оригинальных произведений, мы еще вернемся, но самое главное — музей является центром туристического притяжения, важным культурным центром Одессы. Здесь работают лекторий и видеолекторий выходного дня, проводятся выставки работ современных художников, как городских, так и приезжих, резонансные международные вернисажи. Великолепные искусствоведы Ирина Тимохова, Елена Шелестова, Татьяна Балановская, Ирина Глебова, Анатолий Мазнев и Владимир Островский — популярные во всем городе личности. Они создали один из лучших в мире музейный веб-сайт, благодаря которому одесская коллекция приобретает известность в самых отдаленных уголках земного шара.

Конечно, музею помогают его друзья, меценаты, но миллионные отчисления, безусловно, им не под силу. В последний год ОМЗВИ получил в подарок новую систему освещения в выставочных залах, компьютер, кое-где был заменен паркет, обновлена система отопления. Но что делать с трещинами в стенах? Ведь финансирование реставрации в очередной раз замерло…

Кстати о меценатах. Совсем недавно благодаря руководству украинского филиала итальянской фирмы одежды Ermenejildo Zegna (его директор, пожелавший сохранить инкогнито, как и полагается настоящему меценату, — бывший одессит) была отреставрирована жемчужина музейной коллекции. Полотно выдающегося живописца эпохи Позднего Возрождения Микеланджело да Караваджо (1573—1610) «Взятие Христа под стражу» (другое название — «Поцелуй Иуды») было приведено в божеский вид реставратором высшей категории Владимиром Цитовичем и реставратором первой категории, кандидатом наук Татьяной Тимченко-Цитович. Меценат внес 10 тысяч гривен, и этого хватило на расчистку полотна от разложившегося местами лака, следов прежних малоудачных реставраций. Теперь картина покрыта специальным прозрачным лаком престижной немецкой фирмы, оборотная сторона защищена бескислотным картоном. Осталось найти спонсора для приобретения безбликового стекла и достойной шедевра старинной рамы. А то что это шедевр — Европа лишний раз убедилась прошлой осенью на международной выставке «От Караваджо до Маттиа Прети» в миланском Палаццо Реале. Всего на ней было представлено около 200 картин, из которых три десятка принадлежало кисти Караваджо, а остальные — его ученикам и последователям. Сегодня в мире сохранилось лишь сорок работ дуэлянта, скандалиста и гения Караваджо, на территории СНГ — лишь в Эрмитаже да в ОМЗВИ. Интересно, что художник создавал варианты, дубли своих полотен, и «Поцелуи Иуды» имеются также в Риме и Дублине (по различным причинам эти картины на миланской выставке представлены не были). Специалисты оценили технику мазка и не нашли причин, по которым авторство Караваджо можно было бы оспорить в отношении одесского варианта. Скоро картина будет показана на выставке в Швейцарии. Однако предаваться искусствоведческим радостям и ликовать, когда в потрескавшихся залах висят совсем даже не отреставрированные Тенирс, Маньяско, Рибера, Халс (помните фильм «Возвращение «Святого Луки»? Это об истории с одесским музеем и его экспонатом, полотном Франса Халса). Когда страшно за старинный фарфор, гобелены и японскую ксилографию…

А тут еще богатые господа объявились, которые в общество друзей музея не спешат, зато навещают управление культуры и туризма облгосадминистрации с предложениями реставрацию провести за свой счет, но при этом обосноваться в некоторых помещениях. Что ж, в условиях, когда государство проявляет себя нерадивым, беспечным собственником, это может стать путем решения проблемы. Правда, сотрудники музея такую идею с негодованием отвергают. Пока. Но пора взглянуть правде в глаза — после того, как покинул свой пост губернатор Одесской области Василий Цушко, взявший было реставрацию здания под свой личный контроль, ничего хорошего не произошло. Фундамент крепок, а стены того и гляди разъедутся… Что тогда?

Тогда музей закроют. Не на реставрацию, нет. По требованию областного управления охраны труда, чтобы работники и посетители не пострадали. Об этом уже уведомили директора в ходе плановой проверки сотрудники означенного управления. Заподозрив неладное, Виктор Сергеевич созвал экстренную пресс-конференцию, на которой высказал ряд опасений. Оставив музей, коллектив рискует его потерять. Идею закрытия без ремонта директор во всеуслышание назвал диверсией по отношению к европейской культуре. За эту дерзость ему, очевидно, придется поплатиться своим директорским креслом. Как утверждают компетентные, но не желающие быть названными люди из властных кругов, на должность директора ОМЗВИ могут очень скоро «перебросить» директора театра оперы и балета Владимира Палиенко. Сколько же будет продолжаться бессмысленная кадровая чехарда, до каких пор директоров будут тасовать, как карты? Неужели непонятно, что ни один директор ничего не сможет сделать без финансирования? Ну что можно сделать в разрушающемся дворце, располагая только тазиком, метлой и тряпкой?

Нет, после скандала музей закрывать передумали. Зато началось то, что можно расценить лишь как издевательство. Директора мучают требованиями платить штрафы за то, что несколько лет назад одна из сотрудниц сломала ногу у себя дома, а музей не составил никаких актов (?!). За то, что долго не удавалось найти человека на должность инженера по технике безопасности. За то, что не оформлены какие-то стенды и не сделаны предостерегающие надписи. А еще надо избавиться от дерева во дворе, разрушающего своими корнями только что укрепленный фундамент, и заплатить за это тысячу гривен, — вторят специалистам по охране труда радетели охраны памятников культурного наследия. Правда, за уничтожения этого никому не нужного дерева придется уплатить уже четыре тысячи гривен штрафа управлению экологии. Театр абсурда, да и только. Когда же наши ведомства научатся утрясать подобные вопросы между собой? Или управлениям дан приказ найти «крайнего»?

Кстати… Между тем на реставрацию сегодня пойдет миллион из 27-миллионной субвенции облгосадминистрации, призванной обновить все старинные постройки Одессы. Как утверждают некоторые депутаты горсовета, в ближайшее время будет обнародована информация о том, что город выделяет музею миллион. Или даже два. Это все. Тем временем промедление удорожает реставрационный процесс. Ни заменой директоров, ни множащимися актами тут не помочь. Субвенции за глаза бы хватило, чтобы полностью обновить музей. Однако пока одни судорожно латают Тришкин кафтан, а другие под шумок занимаются банальным казнокрадством на различных объектах, одесситы со стыдом отводят взор от разрушающегося музея, когда-то прекрасного и все еще полного великолепных произведений искусства. К счастью, определенный прорыв все же наметился: городское управление капитального строительства за два миллиона взялось подготовить проект реконструкции. Может, повезет на этот раз музею?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме