ДА ВЕДАЮТ ПОТОМКИ ПРАВОСЛАВНЫХ…

Поделиться
Под низкими сводами темной кельи старик-отшельник пишет ужасный донос — неумолимое, как приговор,...
Гастроли завершены, устроители и гости довольны. Елена Волошина («Альянс Шатро»), Виктор Черномырдин и Владимир Маторин
Царь Борис — Владимир Маторин

Под низкими сводами темной кельи старик-отшельник пишет ужасный донос — неумолимое, как приговор, послание к будущим поколениям, которое раскроет тщательно скрываемую правду о преступном пути коронованного правителя к высшей власти. Если старец-летописец олицетворяет в своей фигуре образ суда народного, то высший суд Божий свершает над царем-детоубийцей его собственная совесть. А между тем под теми же монастырскими сводами уже зреет новое изощренное преступление. Народ, мнением которого манипулируют сильные мира сего, в который раз в своей драматической истории поддастся обману и примет за своего спасителя талантливого авантюриста без роду-племени, воюющего с законной властью на чужие деньги и под чужими знаменами. Две великие иллюзии будут оплаканы в конце этой истории, донесенной до нас двумя гениальными творцами, Пушкиным и Мусоргским. Плач Юродивого завершит сцену, в которой народ поверит лживым посулам Самозванца, в то время как стихийная сила народного бунта обнаружит свою опасную разрушительную энергию. А затем смертный час настигнет утратившего контроль над собой грешного царя. До последнего он будет судорожно цепляться за ускользающую власть и за возможность передать трон в не запятнанные преступлением руки хрупкого мальчика-сына. Между тем зорко наблюдает над происходящим и уже ждет своего часа будущий узурпатор — лукавый царедворец Шуйский.

Произведение огромной взрывчатой силы, оперу смелого художника-новатора Модеста Мусоргского «Борис Годунов» сегодня ставят на сценах всего мира, предлагая разные ее версии. Одни театры предпочитают первую авторскую редакцию без польского акта, другие обращаются к оркестровой редакции Шостаковича. В Большом театре России в течение долгих лет вынашивали собственное прочтение этого шедевра. К его созданию были причастны лучшие мастера и исполнительские силы прославленного коллектива. Созданная в первые послевоенные годы постановочная версия Большого театра стала канонической и прошла апробацию также и на других оперных сценах бывшего Советского Союза. Соавтором Мусоргского выступает здесь Н.Римский-Корсаков, адаптировавший непривычный язык и стиль композитора ко вкусам более широкой оперной аудитории. Его оркестр звучит сочно и полнокровно, целому придан монументальный размах и зрелищность «большого спектакля». К редакции Римского-Корсакова добавлена выпущенная в ней картина у храма Василия Блаженного, представляющая собой одну из сильнейших по драматизму и экспрессии народных сцен оперы.

«Бориса Годунова» можно назвать визитной карточкой ведущей оперной сцены России. Событием, значение которого трудно переоценить, стал показ этого спектакля в Киеве во время двухдневных гастролей коллектива. Этот праздник высокого искусства смог состояться благодаря содействию Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Украине, Специального представителя президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной Виктора Черномырдина, при спонсорской поддержке кондитерской компании «АВК» в рамках грандиозного проекта «Русские сезоны в Киеве». Огромную работу проделали организаторы гастролей, продюсерская компания «Альянс Шатро». Излишне было бы напоминать, что проект имеет не коммерческую, а художественную направленность. Приезд на два спектакля труппы в 180 человек и ее выступление в стенах Национальной оперы Украины, руководство которой взимает немалую сумму за аренду помещения, требует огромных затрат. Их не в состоянии окупить цены на билеты, какими бы они ни были. Так что будем радоваться, что и у нас появляются меценаты высокой культуры, которые направляют свою энергию на поддержку настоящего искусства.

Гастроли Большого театра России особо значимы еще и потому, что в последний раз такие гастроли проводились больше четверти века назад. За это время труппа существенно обновилась, в ней засияли новые звезды, певцы, которые уже востребованы на оперных сценах многих стран, которых знает и любит публика. К многочисленным поклонникам великолепного русского баса Владимира Маторина после его выступления в Киеве несомненно присоединятся и те счастливчики, которые побывали на спектаклях Большого. Его Борис Годунов — характер масштабный и мощный. Всей своей фигурой, манерой поведения, тембровыми красками густого насыщенного голоса он подчеркивает силу и властность царя. Его героем руководит сознательная воля, он стойко выносит приговоры судьбы, а в конце оказывается сломлен, будто могучий дуб под ударом молнии. Миссия властителя понимается им как груз ответственности, который нужно нести перед людьми и Богом. Именно поэтому непосильной тяжестью ложится на сердце Бориса—Владимира Маторина — совершенное во имя завоевания трона тяжкое преступление.

Созданный, чтобы властвовать и повелевать, Борис выступает в спектакле как сплетенные в клубок воля и страсть. В противоположность этому хитростью и умом прокладывает путь к власти расчетливый Шуйский — Владимир Кудряшов. Певец не утрирует негативных сторон характеристики Шуйского, излишне не подчеркивает его льстивого лукавства. Светлый по тембру голос исполнителя звучит безупречно ровно, в характере интонирования есть своеобразное достоинство. Благодаря этому фигура будущего преемника Бориса неизменно запоминается, а среди придворных Шуйский обращает на себя внимание как скрытый лидер.

К несомненным удачам спектакля хочется отнести впечатляющую фигуру Пимена. Александр Науменко сумел передать присущее старцу духовное свечение. Лирически смягченная трактовка образа перенесла акцент с внешнего благообразия его облика на внутреннюю сосредоточенность, отрешенность от мирской суеты. Вместе с тем в этом святом праведнике словно воплощена сама совесть народа, получает реализацию святость и чистота беспощадной к греху и милосердной к грешнику православной веры. А задачу создания образа народа как коллективной личности блестяще решил хор Большого театра. В массовых сценах многоликая людская масса живет своей особой жизнью, участвует в навязываемых властью ритуалах и вместе с тем выносит свои приговоры и суждения, скорбит и страждет, буйствует и потешается.

Пронизывающий спектакль динамический пульс, контрасты фресковой масштабности и углубленного лиризма, щемящую пронзительность свойственной интонационному миру Мусоргского экспрессии объединил своей дирижерской волей Алексей Степанов. Явно удачным оказалось творческое содружество русских артистов и музыкантов с оркестром Национальной оперы Украины им. Т.Шевченко. С каждой сценой контакт дирижера с оркестром становился все более полным, спектакль набирал обороты, чтобы достичь наибольшей силы эмоционального воздействия к финалу.

Объективности ради следует сказать и о том, что впечатлило куда меньше. Излишне бытовым получился у Николая Низиенко образ Варлаама, да и вся сцена в корчме оказалась лишенной свойственной перу Мусоргского сочной характерности и зажигательного импульса. Сильному голосу Виталия Таращенко—Самозванца не хватило красок для передачи пылкой влюбленности и поэтичности натуры способного на смелый риск героя. Из-за этого пострадала внешне эффектная дуэтная сцена Самозванца с гордой честолюбивой полячкой (Марина Мнишек—Татьяна Ерастова). Вполне вписался в традиционные прочтения образа Юродивого Сергей Гайдей, хотя выйти за пределы этих устоявшихся представлений певец не смог.

В завершении праздника на сцену вышли директор Национальной оперы Украины Петр Чуприна и главный «виновник» состоявшегося культурного события Виктор Черномырдин. Виктор Степанович тепло поздравил участников спектакля и подчеркнул актуальность поднятых в гениальном творении Мусоргского проблем. Удивительно, что не прозвучали в этом заключительном аккорде голоса главных инициаторов и на сцене не появились организаторы этих уникальных гастролей — продюссерская компания «Альянс—Шатро», те, кому мы обязаны целой серией незабываемых художественных впечатлений последних киевских сезонов. Именно они — глыба скрытой части айсберга, которая несет на себе все сложности организации этих духовно-глобальных мероприятий. Одинаково неумстны в данном случае и излишняя скромность, и чье-то злое невнимание.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме