Ранняя киевская осень. Украина празднует день рождения гетмана Богдана Хмельницкого.
Мелодичные куранты главной Лаврской колокольни, уютное помещение музея украинского народного декоративного искусства, праздничная суета.
Открытие... впервые в Киеве... персональная выставка оригинальной львовской художницы Ярославы Мотыки... в залах музея работы откровенно модернистского направления.
Экспозиция выставки противоречива и неординарна. Красота образного выражения и сила выражения ведут постоянное соперничество в авторской технике Ярославы Мотыки.
Все произведения интересны, каждое вызывает споры, и каждое воздействует на зрителя могучей духовной силой, которая влияет не только на привычные органы чувств, а и на что-то более сокровенное, иногда затерянное в самых потаенных уголках души.
В чем же секрет этой силы? Ответить однозначно очень сложно. Непредсказуемая трактовка украинского народного творчества четкими ритмами африканской пластики и архаизмом культуры Триполья, спонтанно переходящие в реализм чернолощенной керамики с элементами традиционных украинских «вытынанок». Все подчинено строгим логическим формам и канонам. Каждый предыдущий элемент поддерживает и обогащает последующий.
Стремление к обобщению и абсолюту подчеркивает цветовая гамма, выбранная Мотыкой. Черное и белое, свет и мгла, счастье и боль существуют неразрывно, незыблемо присутствуют во всем, взаимодополняя и обогащая друг друга. Черное и белое - цвета, которыми работает художница, и категории, которыми творит, объединены в цельный монолит. Нет смысла искать в графике фон и изображение, а в скульптуре симптоматическое начало, все уравновешено, все на равных.
Скульптура, графика, «вытынанка» - конструктивные элементы творчества представлены на выставке.
Формула любви, сконцентрированная на женском теле, в освещении «лунного света» - основные мотивы работ, представленных в залах музея, удивляют чистотой, рубленной четкостью линий и цвета, артистичностью обработки каждого элемента.
Все работы Ярославы Мотыки сделаны с артистической утонченностью и народной добротностью, говорящей о стремлении художницы к чистому искусству и эстетизму.
Абсолютная чистота художественной формы и экономия выразительных средств, объединенные элементами народного творчества, создают характерную пластику языка художницы, ее ассоциативно-концептуального мышления.