«ЧЕЛОВЕК БЕЗ МИФА О ЧЕЛОВЕКЕ»

13 декабря, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 48, 13 декабря-20 декабря 2002г.
Отправить
Отправить

Хочу сразу оговориться, что эта статья не претендует на глубокий анализ такого модного явления, как ток- и просто шоу (желающие смотреть которые, кстати, у меня серьезно поубавилось)...

Хочу сразу оговориться, что эта статья не претендует на глубокий анализ такого модного явления, как ток- и просто шоу (желающие смотреть которые, кстати, у меня серьезно поубавилось). Это всего лишь мое личное мнение, мнение рядового телезрителя, для которого все это, по идее, и должно быть предназначено. На мой взгляд, главные задачи телевидения как самого массового СМИ, с одной стороны, — отображать реальную жизнь и поднимать острые социальные проблемы, а с другой — пропагандировать некую идею и воспитывать подрастающее поколение.

Оно вроде бы и отражает, и воспитывает тоже… Вот только что можно воспитать, извращая нормальные человеческие отношения и преподнося душевные переживания в качестве дешевого развлечения с целью пощекотать нервы зрителям? Неуважение к праву на сокровенность частной жизни, а также терпимость к идее полного контроля над индивидуумом? Какие ценности будут ставить нынешние подростки во главу угла после просмотра шоу, в которых различными методами оправдывается эгоистическая мотивация поступков, насилие и утверждается представление о том, что для достижения личного благополучия все средства хороши, и в обществе действуют правила, по которым великодушие проигрывает расчетливости и лицемерию?

Что это — свидетельство падения вкуса публики (подобные передачи имеют высокий рейтинг) или просто очередное свидетельство кризиса телевидения, тщетно пытающегося найти новые идеи, чтобы заинтересовать зрителя? Поднять рейтинг, издеваясь над психикой аудитории, играя на страсти к полосканию грязного белья и навешиванию ярлыков, оказывается, проще. Страшно, потому что это своеобразный замкнутый круг, который не под силу разомкнуть простому обывателю-телезрителю.

Один из маркетинговых законов современного общества потребления предписывает создание отсутствовавшей ранее потребности с целью последующего ее удовлетворения — для выгоды производителя. Потребность в коллективном подглядывании и эксгибиционизме создана: клоны ток-шоу (отечественные и кальки с зарубежных) появляются в большом количестве на разных каналах — одни вскоре исчезают, другие оказываются более живучими.

Вот «блудливая» камера крупным планом (да таким крупным, что сразу и не поймешь, что же это такое) долго показывает декольтированный бюст. Ведущий в немыслимом наряде нежно поглаживает зрительницу из зала по ноге. Откровения гостей — плохо отрепетированные постановки с участием актеров. Правда, никого на самом деле и не волнует, что происходит в жизни этих выдуманных или настоящих героев. Просто зритель получает возможность обсудить проблемы ближнего и «право на свои пятнадцать минут славы». Оскорбления и хамство провоцируются специально, а если случится мордобитие — это настоящая удача («Окна»).

Другие — помягче и посопливее («Моя семья»), с претензией («Большая стирка», «Принцип домино») и с наличием тех или иных знаменитостей. Но обсуждаемые темы (как правило, с «клубничкой») сходны и повторяются в различных вариациях: что делать, если партнер изменяет, если она любит его, а он любит его, кого считать «секс-бомбой», легко ли жить лысому, носить или не носить нижнее белье и т.д.

Аудитория подобных передач — в основном домохозяйки, пожилые люди, которые устали от ежедневной борьбы за выживание, живущие больше воспоминаниями, нежели сегодняшним днем. Чужую историю, беду они примеряют на себя, сочувствуют или смеются над чужой (но не собственной) ограниченностью, обсуждают эти темы друг с другом. Однако самое страшное, что подобные шоу идут уже не только в дневное время — для тех, кому не хватает в жизни острых ощущений, — но и тогда, когда у экранов телевизоров обычно собираются семьями. В перебирании грязного белья уже участвуют и дети, далеко не всегда адекватно воспринимающие полученные впечатления, которые верят, что показанное по телевизору — настоящая жизненная модель для подражания.

Вызывает двойственное чувство и шоу «Последний герой». С одной стороны, сначала интересно, потому что где-то в глубине души живет романтическая мечта попасть на экзотический необитаемый остров и попробовать свои силы в экстремальных ситуациях. А с другой — пугает главная идея этого шоу — «в живых» остаться должен только один, остальные будут «сожраны» соплеменниками. Согласитесь, метафора довольно страшная. Хотя «Последний герой-2» немного скрасил соревновательный момент, в котором два врага связывались одной веревкой и вынуждены были, сражаясь за место в племени, забыть на время взаимные обиды.

Не слишком многочисленные отечественные шоу менее агрессивны, но еще более безлики. Хотя, например, «Без табу» О.Герасимьюк выгодно отличается по крайней мере тем, что в основе шоу — реальные (хочется верить) истории и сопереживание все-таки конкретным людям.

А чего стоит шоу «За деньги»? Разбей яйцо на собственной голове перед многомиллионной аудиторией, «пять минут позора — и куча денег». Я зашла на форум «Нового канала» в Интернете посмотреть, что говорят об этой передаче — все в восторге. Еще бы! Такая шаровая возможность заработать! Так вот, оказывается, какова главная цель телевидения — превращать миллионы в быдло!

Ток-шоу, на которых обсуждаются социальные проблемы и различные общественные и культурные события, — явления гораздо более редкие. Небезынтересно было посмотреть несколько авторских программ А.Безулик «Я так думаю». Но все равно осталось ощущение какой-то вялости и того, что это более слабая калька с подобных российских шоу. Криминал-шоу «Афера», поднявшее в последней передаче в общем-то достаточно актуальную тему отношений преподавателей и студентов, скатилось на вспоминание зрителями и гостями забавных историй из собственной студенческой жизни. Скучноваты «Сорок серий жизни» Ю.Рогозы. Еще несколько не слишком заметных авторских программ — вот и вся альтернатива «мыльным» ток-шоу. То ли талантов не хватает, то ли денег, как всегда. А может быть, проще штамповать что-то, уже ставшее привычным и имеющее рейтинг.

Хочется верить, что придет время, когда даже в провинциальных городах и деревнях люди смогут выбирать хотя бы из 20—30 телеканалов строго регламентированного формата вещания то, что им интересно. Так, как это делают сегодня обладатели спутниковых антенн. И от неугодного канала можно будет просто отписаться или заблокировать его от детей, а национальные телеканалы будут более универсальными. Ну а пока придется покупать «телевизор с наружными дворниками от автомобиля»…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК