Главная тема российской жизни сегодня — предстоящие выборы, со всеми присущими этому событию атрибутами: билбордами с портретами претендентов, замусоренными листовками подъездами, усиленными патрулями на улицах и в метро, даже присутствием господина Путина на КВНе. Несмотря на это культурная жизнь столицы идет своим чередом, обходясь без присутствия официальных лиц.
Особенный подъем наблюдается в области кино. 8 марта вручил свои призы Фестиваль женского кино, посвященный памяти Веры Холодной. Он проходил в Доме Ханжонкова, и все желающие могли насладиться кинодостижениями дам совершенно бесплатно. Дом кино открыл свои двери Международному кинофестивалю «Лики любви», который теперь ежегодно будет «сопровождать» время любви — весну.
Президентская пара — на IX «Ликах» ею стала супружеская чета Дарья Михайлова и Владислав Галкин, — представив жюри, пригласила на сцену гостью фестиваля Ханну Шигулу. «Коронованную» Берлинским фестивалем музу Фассбиндера приветствовал президент группы компаний «Кинотавр» Марк Рудинштейн, вручивший актрисе «Серебряную стрелу» за вклад в мировой кинематограф.
Официальная часть была строго деловой и очень короткой. Все понимали — публика с нетерпением ждет показа долгожданного фильма Сергея Соловьева. Мастер держал кинематографическую общественность в напряжении с сентября 2001 года — именно тогда состоялась первая презентация этого проекта в Ялте, в доме-музее Антона Чехова. В 2002 году на
Х фестивале российского кино в Выборге, который называется «Окно в Европу», был показан 25-минутный ролик. Почти весь 2003 год шла «борьба с цифрой», на которую, согласно современным веяниям, картину переводили. Чем, по признанию постановщика, ее «чуть было совсем не загубили».
— Картина, — сказал Сергей Соловьев на пресс-конференции, объясняя задержку выхода фильма почти на год, — уже однажды сыгранная, снятая, перезаписанная — вдруг исчезла! Она просто растворилась, как в дурной сказке, — и на ее месте возникло отвратительное, поганое изобразительное чудище. Даже артисты, как это ни дико звучит, стали играть хуже. Да и как им было играть с зеленовато-трупными лицами и с явно неудачно наклеенными бородами?..
Вот оно — преимущество негатива перед цифрой! Но оставим технические перипетии за кадром, поговорим лучше о самом фильме. В его названии после буквы «О» слово «любовь» заменено значком, изображающим сердечко, как его рисовали в письмах провинциальные барышни. Режиссер, он же соавтор классика в создании кинопроизведения, объяснил это тем, что «твердо для себя решил не употреблять бессмысленно изношенное и замученное сегодня слово».
Номинально картина состоит из трех новелл, где «своими словами» пересказаны произведения Чехова «Доктор», «Медведь» и «Володя». Любовь и измена, дружба и одиночество, интрижка и смерть — все это есть и у Чехова, и в фильме. Потрясающая выстроенность кадра и тонкое операторское видение (оператор Юрий Клименко) впрямую ассоциируются со знаменитыми живописными работами «мирискусников». Завораживают своей красотой костюмы (художник по костюмам Наталья Иванова) и интерьеры (художники-постановщики Александр Борисов и Сергей Иванов). Великолепны актерские лица. Артисты со всем своим высоким профессионализмом и талантом пытаются передать нюансы аскетичной по своей природе, но полной мысли, эмоций и юмора чеховской прозы. В фильме, по их признанию, с удовольствием снялись Александр Абдулов и Александр Збруев, Евгения Крюкова и Татьяна Друбич, Екатерина Волкова и Кирилл Быркин. Но, оставляя за кадром восприятия изобразительно-музыкальные изыски, фильм излучает холод вечности, будто ты побывал в кабинете патанатомии.
В аннотации, напечатанной в фестивальном каталоге, картина названа «концептуальным триптихом о чеховском понимании любви». На мой взгляд, это скорее концептуальное понимание Чехова Сергеем Соловьевым. Ведь его попытки ставить «Доктора» и «Володю» уходят своими корнями во времена его учебы во ВГИКе. Пыл эмоций остался в тридцатилетней давности студенческом прошлом, а желание реализовать нереализованное осталось. Творческие удачи, в которых Соловьев пытался разобраться в чувствах современников («Спасатель», «Сто дней после детства» и последняя по времени картина «Нежный возраст»), наложились на желание постигнуть Чехова. Естественная тяга к красоте создала не свойственный классику антураж, а чеховские герои волею режиссера изо всех сил «сиганули» в век ХХI.
Итак, фильм, открывший фестиваль, посвященный любви, вызвал бесконечные споры. Во всяком случае, он не оставил никого равнодушным. Кто-то размышляет, кто-то защищает Чехова, который не нуждается в защите, а кто-то Соловьева. А впереди — десятидневный «кинолюбовный» марафон, о котором читатели «ЗН» непременно узнают.