Пьесы А.П.Чехова играют все: французы и немцы, итальянцы и американцы, киевские актеры Академического театра им.Франко, Анастасия Вертинская и Калягин, открывшие свой театр в Париже.
В связи с этим хотелось бы вспомнить мало кому известный факт, касающийся драматургической судьбы Чехова.
В 1896 году, в Петербурге в Императорском Александринском театре Драмы впервые была принята к постановке чеховская пьеса «Чайка». Ее ставили в бенефис популярной комической актрисы Левкеевой. Главную роль Нины Заречной играла Комиссаржевская, которую тогдашняя публика боготворила, особенно студенчество.
И... несмотря ни на что, спектакль с треском провалился.
Чехов глубоко переживал этот провал. Он дал себе слово никогда больше не писать пьес. Неудача плохо отразилась на его здоровье, состояние резко ухудшилось, он лег в больницу. И кто знает, чем бы кончился этот несчастливый для Чехова случай, если бы...
Если бы почти одновременно не пришло известие из Киева о большом успехе «Чайки» в киевском театре «Соловцова».
Из письма Ан.Чехова Иорданову от 24.11.1896 года: «В Таганроге ставили мою «Чайку»? Откуда они ее взяли? У меня был всего один экземпляр, и я отослал его в Киев Соловцову, где она имела успех».
А.П.Чехова многое связывало с Н.Н.Соловцовым. Он (Соловцов) работал в театре Корша в Москве и был первым исполнителем чеховского водевиля «Медведь». Но Н.Н.Соловцов вскоре покинул театр Корша и стал одним из крупнейших режиссеров и антрепренеров на юге России (Одесса и другие города). Потом окончательно обосновался в Киеве, где и умер; похоронен на кладбище Аскольдова могила.
По инициативе Н.Соловцова пьесы А.Чехова ставили не только в Киеве, но и в других городах Украины, что весьма радовало писателя, он гордился этим.
«Иванов уже ходит по всей Украине, его не раз давали даже в Харькове» (из письма Ал.Чехову от 17.02.1898 г.).
Владимир Иванович Немирович-Данченко вспоминает: «Дядю Ваню» Чехова играют уже в провинциях. Я видел эту пьесу в Одессе в труппе того же Соловцова, с которым Чехов всегда поддерживал приятельские отношения» («Воспоминания современников», 1952 г., с.363).
Но обратимся снова к «Чайке». В примечаниях к собранию сочинений изд. 1955 г., том 12, с.629 сказано: «Чайка была поставлена в киевском Драматическом театре Соловцова и в газете «Киевское слово» от 12.11. 1896 г. в рецензии отмечался большой успех спектакля.
Следовательно, киевские зрители и пресса оказались более чуткими, более понимающими новаторство чеховской драматургии, чем рафинированная публика петербургских премьер.
Считается, что приоритет открытия достоинств чеховской «Чайки» принадлежит Московскому Художественному театру (МХАТу), чайка, как известно, украшает занавес этого театра как его эмблема.
Чехова-драматурга «открыл» МХАТ. Но это не совсем так.
МХАТ поставил «Чайку» в 1898 году, т.е. через два года после спектакля в Киеве.
Бесспорно МХАТ ставил и ставит чеховские пьесы с глубоким проникновением в их сущность, он сумел создать настроение, им свойственное, ставил их с пониманием, любовью и, в свое время, даже с риском для своей театральной репутации.
Но факт остается фактом: приоритет художественного открытия «Чайки» принадлежит киевскому Драматическому театру Соловцова.
После реабилитации «Чайки» Чехов изменил решение никогда больше не писать пьес и создал свою лебединую песню «Вишневый сад».
Не является ли название пьесы результатом впечатлений, полученных писателем в Украине?