БЫТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ — ОТ «А» ДО «Я»

25 октября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 41, 25 октября-1 ноября 2002г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Однако, я слыхал, что нигде нет больше забав и веселостей, как в Париже да в Венеции Г.Сковорода В сознании людей букварь навсегда остается некой метафорой первоисточника знаний...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Сцена из спектакля

Однако, я слыхал, что нигде нет больше забав и веселостей, как в Париже да в Венеции

Г.Сковорода

В сознании людей букварь навсегда остается некой метафорой первоисточника знаний. Не случайно именно этим названием воспользовался Григорий Сковорода, украинский философ и поэт XVIII ст. для определения свода своих многотрудных размышлений и умозаключений — «Букварь мира». Так же назван премьерный спектакль Национального театра им. И.Франко по произведениям Г. Сковороды (перевод со староукраинского М.Кошубы, В.Шевчука). Название имеет подзаголовок — «Разговор пяти путников об истинном счастье в жизни». Режиссер Александр Ануров (Москва), автор сценической редакции и композиции, делает спектакль из того, что в принципе сыграть невозможно или в крайнем случае очень непросто. Философские диалоги Г. Сковороды, фрагменты диалогов Платона, Эразма Роттердамского, литературные притчи, басни, решенные в жанре аллегорическо-символического толкования, разговоры и беседы о сущности бытия и о его наивысшем смысле — вот из чего состоит литературно-драматургическая ткань спектакля, вот те многочисленные «буквы» мирового Букваря. Для Г. Сковороды основой творчества был синтез искусства и философии, его учение базировалось на концепции трех миров: макрокосма, микрокосма и мира символов. Он считал, что все они созданы из двух натур, внутренней духовной и внешней материальной. На взаимодействии и противостоянии этих натур, вечной и изменяющейся, покоилась вся его философия. На понятном визуальном подтверждении этих сентенций строится сценография спектакля художником Виктором Харитоненко (Москва). В придуманных конструкциях она образно представляет моменты реальной видимой сущности и невидимой сути. Сцена — как огромное мировое пространство, вмещающее в себя божественное и низменное. Сценография создает атмосферу и становится образным ключом к сценическому Букварю — своеобразному пособию по человеческому счастью.

В «Дружеской беседе о душевном покое» собираются пять странствующих ремесленников, в разговоре с которыми странствующий философ Григорий (П.Панчук) пытается докопаться до истины. В этом словесном фейерверке, изобилующем разнообразными приемами красноречия, языковым колоритом, определенным стилем, будто жонглирующим выводами, сомнениями, убеждениями, все же присутствует драматический сюжет. Режиссер выстраивает его на конфликте противостояния разных точек зрения. Характеры путников (В.Баша, В.Мазур, О.Ступка, В.Николаенко) являют собой различные ипостаси человеческой натуры, и зритель имеет возможность примерить их к собственному внутреннему облику. О чем беседы путников? Если коротко — то о счастье как о наивысшем смысле. А ведь тысячи умов так и не пришли к согласию, ища определение этому состоянию. Но сколь плодотворен толчок к размышлению об этом, ибо что может быть важнее постижения самого себя.

Несмотря на пространные морализаторские речи, спектакль не выглядит сухим, рациональным «рецептом» счастья и душевного спокойствия. В намерении «веселить дух наш», он насыщен игровой стихией, зрелищностью, импровизацией. Звучит много музыки: оригинальная, Г.Сковороды, украинские канты, европейская. Обозначенный в программке «Бес — в лице прехороших дев» (Т.Шляхова, О.Батько) правит свой бал. Насмехаясь над ищущими истину, актрисы, демонстрируя прелести и радости праздности, распевают и танцуют, соблазняя легкостью восприятия бытия. Что ж, каждый выбирает свое. «Всякому городу нрав и права»... Перелистывая «Букварь мира», эту театрализованную энциклопедию вечных истин, театр будто предлагает зрителю остановиться, прислушаться к себе, попытаться нащупать путь к душевному равновесию. Откликаться ли на этот призыв, каждый решит сам, ведь «Всяка имеет свой ум голова».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК