Больная тема Ренаты Литвиновой

Поделиться
На завершившемся фестивале «Кинотавр» призы за лучшие главные роли достались Ренате Литвиновой и Александру Яценко, которые сыграли влюбленную пару в фильме Алексея Балабанова «Мне не больно»...

На завершившемся фестивале «Кинотавр» призы за лучшие главные роли достались Ренате Литвиновой и Александру Яценко, которые сыграли влюбленную пару в фильме Алексея Балабанова «Мне не больно». Картина на этой неделе появилась и в украинском кинопрокате.

Фильм «Мне не больно» — игра в «нежный жанр». Но всего лишь игра, где победителей стоило бы осудить по всей строгости закона. Разумеется, закона жанра, у которого есть симбиоз драматургии и характеров.

С драматургией в фильме «все путем». Довольно расхожая история «жизни на последнем дыхании» прекрасной и загадочной девушки Таты (Литвинова) и ее главной любви — дизайнера Миши (Яценко) уводит зрителя в питерские реалии 1990-х. И здесь (во временном контексте) мелькает первая «гримаса». С физиономией «Брата». Но с улыбкой «Брата-2». Совершенно очевидно, что режиссер Балабанов — человек, сформировавшийся в период «смутного времени», ностальгирует по эпохе сказочных возможностей и кинематографических реалий. В 90-х сама жизнь, съехавшая с катушек, пестрела киношными сюжетами. Но история в фильме «Мне не больно» — вневременная, а флер бандитских 90-х — всего лишь художественный прием стилизации, нагружающий сюжет дополнительным и совершенно ненужным смыслом. Отсюда произрастает и харизма Никиты Михалкова (содержателя Таты). Его небольшая роль — с одной стороны, логическое продолжение «Жмурок», с другой — очередная «гримаса» в стиле тематической фотосессии в глянцевом журнале.

Глянцем принципиально должно отдавать все пространство нового фильма Балабанова. Съемки Питера достаточно адекватные (в сравнении, к примеру, с «Питером FМ»). Мелодраматический балабановский город — картина не романтичная, но вызывающая, не лиричная, но воинственная. Поэтому самой душевной становится сцена праздника Дня десантника, в который режиссер с чудной виртуозностью иронизирует над мифологией российского геройства. По этой же причине и рубаха-парень десантник Олег (Дмитрий Дюжев) выходит таким объемным и полнокровным персонажем. (Вот кому бы давать премии за роль, пусть и второго плана!) На мой взгляд, герой Дюжева — это вообще скромное альтер-эго самого Балабанова (военного переводчика в прошлом), который отчаянно ищет утешения в мире (читай в «мелодраме»).

Однако в избранном Балабановым жанре нет документальности и искренности жизни — в ней, как и в любви, все игра и все воздушные замки. И если воздуха «Мне не больно» нагоняет больше, чем нужно, то замки рушатся на стереотипных питерских болотах. А Питер же — еще хуже, чем Москва: северный город не верит не только слезам, но и сумасшествию, на которое сам провоцирует.

Вызов судьбе, времени и, вероятно, собственному гламуру Балабанов предложил Ренате Литвиновой. В этом месте пусть не актеру, но рецензенту стоит выдержать театральную паузу… Непростой вопрос с Ренатой. Больная тема… С одной стороны — довольно необычная личность, сумевшая овладеть искусством быть «персонажем в жизни». С другой — чистый кинематограф. И не в плане избранной сценарной профессии или более-менее удачно опробованной ею же кинорежиссуры. Литвинова — киногерой по определению. И именно по этому же определению совершенно не актриса. То есть не драматическая актриса, которая нужна жанровому искусству как воздух. Ведь появляется в роли второго плана почти безмолвная архитекторша в исполнении Инги Стрелковой-Оболдиной — и есть героиня. Более того, полное ощущение, что такая актриса в главной роли могла бы вытянуть весь фильм. И напротив, Литвинова, которая долго говорит и манерничает, так и остается удивительной и неповторимой Ренатой, но никак не смертельно больной девушкой Татой, без которой ну не жить персонажу Александра Яценко. Трудно поверить, что Балабанов не мог просчитать эту «гримасу». Ведь Литвинова достаточно очевидна и предсказуема в своем амплуа. Ее бытовой гламур такая же уместно-неуместная вещь: когда нужно — срабатывает (как у Киры Муратовой), а когда нужно еще больше — нет. Опыт ее театральной игры в «Вишневом саде» на сцене Художественного был куда как показателен: Чехов и Литвинова–Раневская не могли встретиться никоим образом. Так же и с «Мне не больно»: тексты вроде бы из очень литвиновских запасников не могут заставить ее оживить заданный образ. Изображать — пожалуйста. Таким изображением мелодрамы и занимались Литвинова и Балабанов.

А в это же время фильм Кирилла Серебренникова, где «изображение» вынесено в название, отхватил главный приз «Кинотавра». Потому что была пьеса братьев Пресняковых («Изображая жертву»), были актеры и были герои. А вот гламур остался за кадром.

ПРИЗЫ «КИНОТАВРА-2006»

Ё Специальный диплом жюри — «За яркое, экспрессивное изобразительное решение» — Иван Вырыпаев, «Эйфория».

Ё Приз «За лучшую мужскую роль» — Александр Яценко, «Мне не больно».

Ё Приз «За лучшую женскую роль» — Рената Литвинова, «Мне не больно».

Ё Приз «За лучший дебют» — режиссер Авдотья Смирнова, «Связь».

Ё Приз «За лучшую режиссуру» — Борис Хлебников, «Свободное плавание».

Ё Главный приз — «Изображая жертву», режиссер Кирилл Серебренников.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме