Богдан Ступка: «У МЕНЯ ДВЕ ДУШИ, И ОБЕ БОЛЯТ»

13 сентября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск № 37, 13 сентября-20 сентября 1996г.
Отправить
Отправить

Ричард, Дон Хуан, Сковорода, Поэт, Мастер, Тевье, дядя Ваня, Лысенко, Керенский и т. д. Список можно продолжать до бесконечности...

Ричард, Дон Хуан, Сковорода, Поэт, Мастер, Тевье, дядя Ваня, Лысенко, Керенский и т. д. Список можно продолжать до бесконечности. Сотни ролей в театре, кино, и каждая потрясение, но, пожалуй, Николай Задорожний из «Украденого щастя» - жемчужина актера и Национального академического драматического театра им. И.Франко, где ярче всех сияет звезда - Богдан Сильвестрович Ступка. Он народный артист, лауреат всяческих премий, самый первый, лучший и замечательный актер. На Западе пана Ступку называют украинским Де Ниро. Он гений - лицедей, мастер перевоплощения, хотя гримом пользуется крайне редко. Недавно у Богдана Сильвестровича был юбилей - 55 лет: здоровья на многие лета, счастья и побольше новых ролей.

- Вы не очень любите давать интервью. Не любите, когда копаются в душе?

- Действительно, не люблю. Вы знаете, уровень журналистов и вопросов, которые задают, не устраивает. А в душе копаться любят наши звезды эстрады. Их столько, этих «звезд», что, пожалуй, на небе звезд меньше. Каждый рассказывает всякую чепуху. Иногда бывают умные интервью, но это редкость, а 99% - нелепость.

- Вы звезда, и зрителям интересно побольше узнать.

- Я бы рассказал про все свои интимные секреты, если бы мне заплатили за это. Некоторые на этом неплохие деньги зарабатывают. (Смеется).

- Отец был актером Львовского оперного театра, а мама?

- Ей сейчас 83 года. Она никогда не работала, живет одна во Львове и не хочет переехать ко мне. Зимой вообще не выходит на улицу, а помогают соседи. Я закончил 28-ю школу, у меня там прекрасная компания. Это друзья, они врачи, таксисты, аптекари, которые почти каждую неделю приходят к маме, не забывают ее. Она знает прекрасно Библию и когда посмотрела «Мастера и Маргариту», то мы с ней сидели до 5 утра и разговаривали. Мама не читала М.Булгакова, но точно сказала: «Він хотів своє Євангеліє створити, але церква, напевно, не дуже добре до нього ставиться тому, що він постулати поміняв, зробив з диявола доброго і Господа Бога нема».

- Богдан Сильвестрович, а вы религиозный человек или суеверный, как многие актеры?

- Я религиозный, но не суеверный. Перед каждым выходом крещусь, в гороскопы не верю, не читаю - это все от лукавого (смеется).

- Ступка - это актерская династия: уже и внук вышел на сцену.

- Не буду философствовать на тему, нужны ли династии. Каждый выбирает свою дорогу. С сыном Остапом мы работаем вместе, но никаких поблажек я ему не делаю, я строг на сцене, а внучок Дмитрик - это еще детские опусы, еще неизвестно, что будет.

- В Киеве уже 18 лет: киевлянин или львовянин?

- У меня две души, и обе болят: я и львовянин, и киевлянин.

- Сыграли массу положительных и отрицательных героев, что тяжелее играть?

- Социалистическая традиция - делить героев на положительных и отрицательных. В мире этого не существует - ни в театре, ни в кино.

- Есть герои сострадательные, а у вас мерзавец такой, что душу переворачивает.

- Станиславский говорил: «В зле ищите хорошее, в хорошем - ищите зло» - вот и вся философия. Потому что нет ни одного человека, чтобы он был односторонним. У нас были положительные герои, высосанные из пальца, - это не люди, а идолы. Они были идолами, понимаете - манекенами, роботами. В отрицательных была жизнь, внутренний конфликт.

- А что больше любите играть: классику или современность?

- Думаю, что мне больше нравится классика и в кино, и на сцене. Потому что классика - это на века, а всякие современные драмочки, пьесочки - не то.

- Говорят, что если нужно сыграть телефонную книгу, то сыграете так, что зарыдают или обхохочутся.

- Пусть себе говорят (смеется), а то, что я знаю, не скажу.

- В «Маячінні удвох» вы с Лотоцкой буквально вытягиваете спектакль.

- Лотоцкая - прекрасная партнерша, очень хорошо с ней работать. Зрителям решать, как удался спектакль.

- В «Тев'є-Тевель» в первом акте смеются, а в финале зрители рыдают.

М.Ульянов, покойный Е.леонов играли эту роль, но ваша версия самая лучшая.

- Безусловно, спасибо (делает поклон).

- Есть любимые роли или они, как дети, - всех люблю?

- Мне нравятся те роли, которые нравятся вам - зрителям. Актер - это эгоист (смеется) и это правильно. Если он не будет эгоистом, он ничего не сделает на сцене.

- Много снимались, были предложения работать в Москве.

- Меня пригласили в театр «Моссовета». Мы с женой приехали, давали квартиру, предложили ее устроить на работу. А Лариса говорит: «Нет, я пенсионерка». Я пошел посмотрел спектакли, и мне стало грустно. Это был 1985 г. Посмотрел «Реплику», там М.Горбачев был, говорили, что это грибоедовское что-то такое. В то время Марков ушел в Малый театр, и они хотели, чтобы я играл его роли. Но «Реплика» с его участием - это такая буза на постном масле. Рядом с А.Грибоедовым даже не лежало. Посмотрел еще немного и подумал - нет. Я даже не помню, что шло, т. к. если плохой спектакль, то не запоминаю.

- С.Данченко сам выбирает, что будете играть, или вы что-то предлагаете?

- Выбирает Данченко (смеется). Я никогда не знал, что я хочу сыграть, всегда хотел сыграть что-то этакое. Знаю, видел актеров, которые 30 лет жили идеей сыграть роль, а когда ее получали, то потом был страшный провал. Перегорели, наверное. Ты себя знаешь как человека, а как актера себя хорошо не знаешь. Нужен взгляд со стороны. Поэтому верю режиссеру, зрителю, как они воспринимают, что во мне находят и что еще могут найти.

- В театре из года в год играете одну и ту же роль, не надоедает?

- Надоедает, но все-таки у нас в театре состав репертуара меняется. Когда раз в неделю или раз в две недели спектакль - это не надоедает.

- «Украдене щастя» два года не играли, большой, тяжелый текст, а как вспомнили?

-Этот спектакль сыграл больше трехсот раз. Репетицию мы сделали, и тут же все восстановилось моментально за секунду. У американцев другая система, когда играют мюзиклы и идут они по 12 лет: «Кошки», «Моя прекрасная леди». Играют один и тот же спектакль, поэтому актеры выдерживают максимум год, а потом их заменяют. Играть каждый день одно и то же трудно физически, но хорошие деньги платят.

- Как запоминаете тексты? Актеру нужна хорошая память...

- Запоминаю с трудом. Мне нужно очень много работать, специально не учу, но когда на сцене, знаю, куда нужно идти, что хочу от партнера, - вот тогда запоминаю. Раньше в театрах были суфлеры, но сейчас их нет.

- Н.Гриценко писал на манжетах, а Е.Леонов не учил, а говорил под автора.

- Отсебятину можно понести, если текст забудешь, особенно трудно со стихами. Я знаю одного актера, народный артист Украины, работает во Львове. Богдан Козак - удивительный человек. Мы играли «Ричарда ІІІ», и вот он забыл текст, но так красиво говорил набор слов в слог (хохочет). Слушаю и думаю: «Боже мой, ни про что, а говорит, говорит». У каждого есть запас слов. В «Комедии дель арте» давали тему: Панталоне, Бригелло, и они ее разыгрывали. Были очень образованными людьми, знали литературу, а у нас не всегда получается... Бывает нужно сказать: «Де мій чобіт», а говорят: «Де мій сапіг» (смеется).

- недавно носили косичку - новый имидж?

- Завел длинные волосы, потому что снимался в фильме «Юден Крайц, або Вічне колесо» киностудии им.А.Довженко. Играл там дирижера, творческую личность - Либерзон. Герой руководил маленькими хорами, а мечтал дирижировать «Аиду», поэтому все время ходил во фраке на концерты, жил музыкой. У меня был антипод - Вощак Ярослав Антонович. Он работал во Львове, Минске, народный артист СССР, всегда «горел» на женщинах, потому что очень их обожал и любил. Из-за этого не мог попасть с Большой театр. Я с детства помню его руки, длинные вьющиеся волосы и высокий лоб. Одна из его жен была балерина, и когда он дирижировал балет, то делал это наизусть, не глядя в клавир. Фантастично!

- А сами играете на каком-то музыкальном инструменте?

- нет, но я вырос в оперном театре, и проблем на съемках у меня не было. Мне запускали музыку, и я дирижировал, используя пластику Вощака. На правительственном концерте ко Дню независимости мы с замечательным певцом Пивоваровым (сейчас работает в Цюрихе) сидели и говорили о дирижерах: «Боже мой, ни вступления не даст, на руку посмотришь, лучше не делать этого, а просто слушать музыку». И тут вспомнили Я.Вощака. Певцы его очень уважали, какая рука была потрясающая, если взял фальшивую ноту. У него такие усы были (показывает) и так начинает сопеть и тяжело дышать, что у музыкантов еще хуже получалось с перепугу, его боялись. Поэтому я носил длинные волосы, а потом моей жене понравилась эта косичка и еще пару месяцев носил, но длинные волосы для меня сложно. Когда Мерлина играл, она тоже была в тему, в образ, додержал ее до гастролей в Германии.

- Как с женой познакомились?

- О-о-о, это была романтическая история. Произошло во Львове, служил в армии - ансамбль песни и пьянки Прикарпатского военного округа. Был солдатом, получал 3 р. 80 к. Она - балерина.

- В армии как оказались?

- Закончил студию, только поступил в университет на украинскую филологию заочно, были отсрочки, а потом забрали. И тут в моей жизни появилась Лариса Семеновна - балерина, худенькая, чудненькая, ножки - Уланова. Она закончила Бакинское хореографическое училище, приезжал Григорович, хотел ее забрать в Питер (он тогда там был). А мы начали встречаться... Она в общежитии жила, а я 3 р. 80 к., солдат, нельзя переодеваться.

- В самоволку убегал?

- Естественно, был почтальоном: в обед уходил, звоню: «Есть старшина, нет старшина?» и только вечером прихожу. А он обо мне спрашивает, а ему отвечают, что только что ушел за газетами, за почтой, буквально только что (смеется). Это был 1963 г., а в 65-м г. на концерте я заболел, тяжелая была болезнь, попал в госпиталь и больше 5 месяцев там был. Уже думал, что никогда не буду артистом. Лариса каждый день ко мне приходила.

- «она его за муки полюбила», да?

- Тогда понял, наконец, что если человек ко мне приходит, значит, есть у него ко мне чувства, и сказал себе: «Она будет моей женой!» (смеется). Я увидел ее душевную теплоту в такой трудной ситуации, в которой оказался. Вот такая история.

- А свадьба какая была?

- Небольшая. У нас было мало людей. Мы с родителями жили скромно. Свадьбу сделали на квартире, которую сняли. У Ларисы был красивый костюмчик: пиджачок и юбочка, а я был в костюме. Это произошло сразу после армии. 25 марта 1967 г.

- С родителями жили?

- Пока не родился сын, снимали квартиру, потом переехали к родителям. Было очень тяжело в одной комнате, затем получили 3- комнатную, но там всего 35 кв. м - 3 клетушки в новом райончике. Из театра взяли диван, т. к. спать не на чем было. Я 100 руб. получал, а Лариса - 90.

- Со спортом дружите?

- Как вам сказать, столько набегаюсь на сцене, если бы мне надели на ногу спидометр, например, после спектаклей «Украдене шастя», «Тев'є-Тевель», «Дядя Ваня», то увидели, какая у меня нагрузка, не меньше, а, может, и больше, чем у бегунов, теннисистов или футболистов.

- Работаете вместе с сыном. Детям звезд тяжело, все сравнивают, присматриваются. Комплексом звездных детей не страдает?

- Все родители субъективны к свои детям. Он не свободен, на него давит фамилия. Остап все понимает, и безусловно, у него есть комплекс звездных детей. Однажды в шутку мне говорит: «Ты мне мешаешь, поменяй фамилию» (смеется).

- Где любите отдыхать?

- Пять лет не отдыхал вообще, даже не знаю, что это такое, и где хочу, куда бы хотел поехать. Мне бы выспаться просто-напросто. Для меня отдых был на море, но никаких процедур, только купаться и спать. Некоторые грязи начинают принимать, терапию и больные выходят после такого отпуска, нельзя делать себе такие нагрузки. Когда отосплюсь, могу в теннис поиграть.

- А так спортом все-таки занимаетесь?

- Иногда, под настроение, с непривычки крепотура страшная, руки будто отрываются, но проходит 2 - 3 дня, и все входит в норму.

- Играли многих исторических личностей без грима или чуть-чуть, а получается почти портретное сходство.

- Может, просто я гуттаперчевый мальчик (смеется). не знаю - это подсознательное перевоплощение, интуитивное.

- Настраиваетесь на спектакль как?

- Страх перед каждой премьерой, каждым спектаклем. Даже давно играешь, но не знаешь, как сегодня будет. Вроде, все правильно, но иногда взлеты, вдохновение, лучше - хуже себя чувствуешь. Выходишь на сцену, ощущаешь зрителя, именно он помогает играть, твоему мастерству. К 140-летию И.Франко возобновили «Украдене щастя». Работали все как звери, так рванули, а какая публика была в тот день. Как слушали, смотрели, именно в такие минуты чувствуешь, что нужен. Не люблю, когда приходят, свистят, шумят (например, дети со школ по обязаловке - культпоход). Играть невозможно, опускаем занавес. если у тебя есть радость - это благодаря зрителю, они составная часть твоего мастерства.

- Если зритель реагирует невпопад, раздражает?

- В каком бы образе не был, чувствую зрителя, слышу нюансы зала. например великий Бучма очень любил, когда смеялись в «Украденому щасті».

- Критики называют вас украинским Де Ниро, а в театре коллеги Сталлоне.

- Слышал некоторые говорят о портретном сходстве с Де Ниро, а наши критики не сильно жалуют, по шерстке не гладят. Вы не читали Пасечника (смеется), а Сталлоне потому, что у меня отчество Сильвестрович. Раньше спрашивали, а что такое Сильвестрович? Поэтому если спрашивали имя и отчество, то представлялся Сильвестр Сталлонович (смеется). Теперь уже все знают в театре. Сам придумал, вот и отдуваюсь (смеется).

- разыгрывали вас часто?

- Бывало. Мой дебют в кино был в фильме «Білий птах з чорною ознакою». Юрий Ильенко, Виля Калюта и покойный, царство ему небесное, Иван Миколайчук разыграли со мной хохму. Первый съемочный день, надеваю костюм: большие сапоги, черные гачи (похожие на джинсы) гуцульские, карпатские гачи, рубашка, пояс, сардак, шапка, автомат (показывает). Они подходят ко мне и вместе идем к высокой, выше этого каштана (показывает огромное дерево) скале, Ильенко и Калюта (он сейчас снимает у Н.Михалкова, лучший оператор Европы) между собой говорят: «Богдан будет наверху и из этой скалы отвесной зацепится за деревце и спустится вниз».

- Прямо каскадер.

- Такая каскадерская штука. Я как услышал это, сердце в пятки, а они поворачиваются: «Ну как, Богдан?» Я им говорю: «Не хочу сниматься, не хочу быть калекой» и начинаю на полном серьезе снимать с себя костюм (смеется). Только когда они рассмеялись, понял, что разыграли. Меня тогда легко было разыграть, ничего в кино не понимал.

- Сейчас фильмов мало снимают, а TV сериалы запускает. Есть предложения?

- Пока мне никто ничего не предлагает. Мог бы попробовать сняться и в сериале. В многосерийных фильмах огромная нагрузка на режиссере. Он все должен помнить, монтировать, а актеры ведут роли, если интересный образ, почему не сняться. Нет пока предложений.

- Актеры не любят говорить о планах, но, может, о каких-то расскажете?

- Ничего (смеется), абсолютно. В театре ничего нового нет, пока ничего. Может быть, будет «Моїсей» И.Франко и «Король Лир» У.Шекспира.

- Какие цветы любите?

- Розы осенние, грустные, как говорит Иван Петрович Войницкий - дядя Ваня: «Я вам зараз принесу троянди осінні, вони чудові і сумні».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК