Чем дальше разворачивается строительство «Мистецького Арсеналу», тем больше вопросов возникает в связи с будущим «культобъектом номер один в Украине». Действительно ли это строительство угрожает Киево-Печерской лавре, поскольку гидрогеологическое состояние местности слишком сложное? Почему сначала Киевская госадминистрация начинает масштабное строительство, а уже потом научные сотрудники вынуждены подстраивать под него определенные «концепции»? Как случилось, что возник фактически четвертый полномочный орган с идентичным названием и почти тождественными функциями в деле «Мистецького Арсеналу»? К сожалению, даже не каждый детектив разберется в этих авантюрных сюжетах…
Презентация «проекта века», как известно, состоялась еще 22 февраля в Украинском доме. Комментируя ситуацию с созданием комплекса «Мистецький Арсенал», вице премьер-министр по гуманитарным и социальным вопросам Вячеслав Кириленко в свое время заверил «ЗН», что дискуссии продолжаются, а общественное обсуждение состоится.
Прошло три месяца. Никаких обсуждений. Зато появился указ президента №415 от 22.05.2006, одобривший «концептуальные принципы создания и функционирования культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький Арсенал». Сами принципы, правда, не обнародованы. Не исключено, что информационное затишье, наступившее после презентации проекта, объясняется определенной усталостью от монументальности бренда. Да еще и продолжительная избирательная кампания. Это же понятно: искусство — оно, дескать, вечное, подождет, а жизнь (политическая) — коротка, и нужно много успеть.
Но, видимо, именно такое состояние самое опасное, поскольку дальше сработал эффект «прикрытых» тем...
Время от времени появляется тревожная информация о том, что сооружение запроектированных подземных этажей гранд-музея нарушит гидротехнический баланс на печерских холмах и грунтовые воды будут подмывать фундамент Киево-Печерской лавры. Сейчас в этом месте подземные воды достигают едва ли не самого высокого уровня в столице. Священнослужители Киево-Печерской лавры предостерегают, что нельзя пренебрегать даже минимальной опасностью для культовых сооружений. Поскольку не исключено, что после арсенального мегастроительства в них со временем появятся трещины, а сами сооружения даже сползут по склонам Днепра к воде.
Официального разъяснения этой проблемной ситуации общественность так и не дождалась. Недавно некоторые СМИ, со ссылкой на министра культуры и туризма Игоря Лихового, обвинили дирекцию государственного предприятия «Мистецький Арсенал» (формально подчиненного МКТ) в нецелевом использовании меценатских средств. Это сообщение дружно перепечатал ряд интернет-изданий, но даже после этого никаких заявлений не последовало.
Разве такой должна быть реакция ответственных лиц, когда речь идет об имиджевом проекте?!
Начнем с «водных процедур». Проблема влияния строительства музейного титаника на размещенный рядом памятник, внесенный в список ЮНЕСКО, слишком серьезна. Пишущий эти строки наивно надеялся получить подробную информацию о ходе строительных работ (по официальной версии — реконструкция корпуса Старого Арсенала) у руководства ГП «Мистецький Арсенал» (проект разрабатывают!..). Связавшись со службой связей с общественностью этой организации, с удивлением выяснил: государственное предприятие никоим образом не влияет на происходящее на территории бывшего военного городка № 5, где сейчас работают реставраторы!
Впрочем, история создания «Арсенала» — прямой информповод для написания постмодернистского детективного романа (или сценария приключенческого фильма) в духе Умберто Эко. Так что позволю себе уже сейчас воспользоваться маленьким кинематографическим приемом.
Пока некий «частный детектив» двигается к пасмурному и таинственному Старому Арсеналу, построенному в 1783—1803 годах по проекту немецкого военного инженера Иоанна Меллера, в поиске контактов с руководством предприятия, за кадром слышится постукивание печатной машинки, и на экране крупным планом появляется документ... Это — распоряжение Киевской городской госадминистрации №309 от 04.03.2005 «О мероприятиях по созданию культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький Арсенал». Камера скользит вниз, и закадровый красный карандаш подчеркивает несколько строк в п.2: «...оформить в установленном порядке акты приема-передачи от Минкультуры в сферу управления КГГА с оформлением балансового учета имущественного комплекса бывшего военного городка №5 на ул. Январского Восстания в коммунальном предприятии «Дирекция реставрационно-восстановительных работ». Вот кто сейчас хозяйничает в корпусах Старого Арсенала — говорит голос за кадром.
Текст распоряжения растягивается перед условной камерой в длинный-предлинный свиток из тринадцати пунктов, в которых подробно расписано, что и как делать указанному коммунальному предприятию. Например: «...учитывая специализированный характер работ, подготовить предложения по определению при ограниченном участии участников тендеров (организаций, имеющих соответствующие лицензии на выполнение реставрационных работ) генеральной проектной строительной организации. До 05.04.05 заключить соглашения с победителями тендера на выполнение проектных строительных работ». За кадром слышны дружественные и продолжительные аплодисменты, и на фоне танцующих букв появляется самодовольно улыбающаяся физиономия Сан-Саныча: ему, видимо, давно не удавалось пристроить у «хлебного места» столь многих своих подопечных. Погодите-ка, а как же концепция, научное обоснование и всякие прочие музейные «заморочки»?! Это уже голос взволнованного зрителя. Но красный карандаш снова отдает должное гению не-скоро-забвенного градоначальника, бодро подчеркивая строку за строкой: (п. 5.6) «совместно с Минкультуры разработать задание на проектирование культурно-художественного и музейного комплекса в составе специализированных залов для экспонирования культурного наследия, залов современного искусства, галереи народного декоративно-прикладного искусства... помещение Президентской библиотеки имени Ярослава Мудрого...»
До приказа МКТ «О рабочей группе по вопросам создания культурно- художественного и музейного комплекса «Мистецький Арсенал» № 526 от 02.08.05 оставалось почти пять месяцев, а до выборов городского головы — больше года (флегматично вздыхает внутренний голос частного детектива). Все это время то ли строительные, то ли реставрационные работы на стратегическом культурном объекте №1 шли полным ходом. Общее руководство осуществлял не кто иной, как сам Сан-Саныч, создавший целый рабочий штаб «по строительству и реставрации комплекса «Мистецький Арсенал». Что и как в результате «настроили» «архи-стратеги» указанного штаба, до сих пор покрыто тайной и строительной пылью. В нем недавно поковырялось КРУ, осуществившее проверку деятельности КП «Дирекция реставрационных работ» (как и ГП «Мистецький Арсенал» — но об этом немного позже), однако и это уважаемое ведомство никаких комментариев по этому поводу не дает.
Но что же там с подземными водами, которые могут привести к разрушению Лавры? На экране появляется офис института «Укрпроектреставрация». За столом, заваленным бумагами с таблицами, чертежами, расчетами, фигура главного архитектора проекта решения комплекса «Мистецький Арсенал» Сергея Штукова. Он демонстрирует персонажу (то ли фильма, то ли романа) четыре объемных тома технико-экономического обоснования проекта. Архитектор монотонным, но уверенным голосом рассказывает о комплексных научных и изыскательских исследованиях территории и зданий Старого Арсенала, включающих стереометрическое, топографическое, инженерное, гидрогеологическое, химико-технологическое, аэрокосмическое обследование объекта. Уровень залегания грунтовых вод здесь действительно довольно высокий — 7—9 метров. Действительно, выше здания Арсенала есть водный резервуар. Но активные водные потоки по разломам направлены в сторону улицы Старонаводницкой, — комментирует господин Штуков аэрокосмические снимки местности. Можно ли подтвердить или опровергнуть эти утверждения? Изучайте: хозяин кабинета великодушно позволяет полистать один из томов ТЭО. Правда, чтобы хоть немного вникнуть в то, что там написано, нужен не один день и не один квалифицированный человек.
Такой квалифицированный человек находится. «Под зданием Арсенала есть водонасыщенные грунты, поэтому углубление под землю на 15 метров, то есть ниже уровня грунтовых вод, изменит направление течений и вода пойдет под Лавру. Строительные работы, предусматривающие закладку массивных фундаментов, могут привести как к резкому опусканию, так и падению уровня грунтовых вод, но в любом случае это нарушит гидротехнический баланс на этом участке», — подчеркивает гидрогеолог Института геологии НАН Украины Вадим Рыбин.
И что делать? И кто виноват? Снова вечные вопросы.
Но вот на «экране» появляется уже бумага без герба, но с грифом «Музейный совет культурно-художественного и музейного комплекса «МА». Это письмо, адресованное президенту Украины Виктору Ющенко и премьер-министру Юрию Еханурову. Красный карандаш подчеркивает первый тезис: проектная документация, архитектурные решения должны разрабатываться под готовую концепцию, а не наоборот (сначала «строят», а потом — концепция). За кадром слышен грохот тяжелой техники и аккорды тревожной музыки: «в то же время на территории «Мистецького Арсеналу» без какой-либо обоснованной концепции музейного комплекса активно проводит работы Киевская городская государственная администрация. Именно на эти нужды в этом году потрачено 49 млн. государственных средств. Речь идет не об осуществлении противоаварийных ремонтных мероприятий, а о полномасштабном строительстве, по окончании которого ученые будут вынуждены подстраиваться под то, что получится». Музейный совет как подразделение рабочей группы по обеспечению создания комплекса «Мистецький Арсенал» появился через месяц после образования последней. Цитированное письмо составлено в двадцатых числах сентября 2005 г. и подписано директорами крупнейших музеев Украины и в частности Киева.
Реакция адресатов этого письма получилась весьма оригинальной: 7 октября 2005 г. президент Виктор Ющенко издает распоряжение под №1191 «О Совете по вопросам создания культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький Арсенал» — за полгода это четвертый полномочный орган (!) с почти идентичными названием и функциями. Этим самым документом утвержден персональный состав совета во главе с Виктором Ющенко. Первым заместителем председателя совета назначен гуманитарный вице-премьер Вячеслав Кириленко, заместителями — министр культуры Игорь Лиховый и глава КГГА Александр Омельченко. Что называется — «знакомые все лица». Основной задачей совета, кроме «определения концепции», стала «консолидация усилий общественности, творческой интеллигенции и центральных органов исполнительной власти в этом направлении». А вот как происходила «консолидация», рассказывает другой сюжет.
В апреле 2005 года было создано ГП «Мистецький Арсенал», тогда культурной сферой руководила Оксана Билозир. Возглавлял предприятие Богдан Шевчук, который одновременно был и председателем рабочей группы «по обеспечению создания...» комплекса «Мистецький Арсенал» (в состав группы также входили знаток украинской старины, директор издательства «Родовід» Лидия Лихач, музыковед Ирэна Стецура, историк архитектуры, профессор Университета им. Роджера Уильямса (США) Мирон Стахив и др.). Как люди, не только из книг знающие о мировых музейных процессах, члены группы понимали, что без привлечения международных экспертов в таком амбициозном деле (как создание «Мистецького Арсеналу») не обойтись. В сентябре Богдан Шевчук озвучил желание созвать стратегическую сессию с привлечением профессионалов мирового уровня. Однако первое пробное мероприятие оказалось не слишком удачным. Как вспоминает Лидия Лихач, не с лучшей стороны зарекомендовал себя президент Института «ІН-VI Новая архитектура» Ги Пери. Позже архитекторы Лариса Меркулова и Вадим Заплатников посоветовали обратиться к одному из авторитетнейших экспертов ЮНЕСКО и ICOMOS Андреа Бруно. С ним связались за неделю до начала сессии. Несмотря на напряженный график, Бруно откликнулся и нашел время для приезда в Украину, объясняя свою заинтересованность тем, что именно на примере «Мистецького Арсеналу» в Киеве сегодня можно сказать новое слово в музейном строительстве. В работе сессии, проходившей 2—3 ноября 2005 г., также приняли участие Эверт Верхаген, руководитель проекта создания культурного парка на территории комплекса бывшего газового завода Westergasfabriek в Амстердаме, Кара МкКарти, исполнительный директор по кураторским вопросам Музея искусств города Сент-Луис (США), Маргарет Мей, исполнительный директор международной компании LORD (Культурные ресурсы, планирование и менеджмент) и другие специалисты. С украинской стороны работали Игорь Лиховый, Богдан Шевчук, Лидия Лихач, Руслан Олексенко, Вадим Заплатников, Лариса Меркулова, Михаил Сагайдак, Мирон Стахив (все они входили в состав рабочей группы при МКТ), а также Олег Тистол и Евгений Карась. По словам Лидии Лихач, тогда удалось увидеть интересную перспективу. По результатам сессии были напечатаны материалы с рядом практических рекомендаций (относительно планирования работ по созданию комплекса, координации процессов, созданию музейной коллекции) и несколькими стратегемами. Одна из них — весьма примечательна в контексте украинской ситуации: «Мистецький Арсенал» будет центром не только сохранения культуры, но и ее развития». Проще говоря, эксперты советовали не превращать будущий комплекс в банку консервов.
На основе этих наработок участники рабочей группы при МКТ собирались продолжить написание концепции МА. Однако уже на следующий день стало известно, что вице-премьер Вячеслав Кирилено поручает работу над концепцией подотчетной ему рабочей группе, в которую входили его помощники Вадим Шкурин, архитектор Анатолий Гайдамака и руководитель госслужбы по охране культурного наследия (в составе МКТ) Николай Кучерук. Группа, готовившая сессию, по словам Лидии Лихач, расформирована (очевидно, не без совета одного из «придворных» художников, «сделавшего больше сорока музеев»?) — хотя официальных документов мне увидеть так и не удалось. Поговаривают, уже тогда было намерение ликвидировать и ГП «Мистецький Арсенал», но не хватало юридических нюансов, в результате МКТ смогло только ограничить полномочия дирекции комплекса.
Впрочем, по словам Лидии Лихач, представители уже бывшей группы продолжали работать над концепцией, согласовывая свои действия с министром культуры Игорем Лиховым. Из контекста следует, что речь шла не столько об официальном, сколько о сугубо межличностном сотрудничестве, вероятно, была надежда, что через министра эта концепция все же попадет на заседание Совета по вопросам создания МА, на которой будет председательствовать Виктор Ющенко. Но процедура передачи так и не состоялась, и в результате 15 ноября безальтернативно была представлена концепция Гайдамаки—Кучерука—Шкурина, основная стратегическая цель которой формулировалась как «повышение культуры украинского народа». Слабые места наспех составленного текста были слишком видны, но члены президентского совета, одобрив как основу презентованную концепцию, порекомендовали ее доработать. Ну а потом была уже неоднократно упомянутая презентация, на которой все бодро говорили об успехах и предпочитали не вспоминать о проблемах. В неофициальных беседах при отключенных диктофонах в интонациях участников «арсенальского движения» слышалось все больше растерянности и неуверенности. Впрочем, отрицательный результат — тоже результат. Сомнения иногда полезны тем, что сбивают чрезмерный пафос. Так, Игорь Лиховый признается: ситуация с «Мистецьким Арсеналом» оказалась намного сложнее, чем представлялась сначала. Удручают масштаб замысла и шаткие моменты с финансовым обеспечением. Госбюджет однозначно не выдержит такой нагрузки, а к меценатам и инвесторам доверия нет — как и к советам международных экспертов.
В действиях ГП «Мистецький Арсенал» некоторым видится «рука Пинчука», протянутая к Богдану Шевчуку через Игоря Дидкивского. (Кстати, хоть о Шевчуке иногда и говорят как о далеком от культуры деятеле, но характеризуют его как адекватного менеджера и человека, честного в деталях.) Формулировка из концепции, предложенной Лидией Лихач, — «при правильном планировании объединения и объема коммерческой составляющей комплекса «Мистецький Арсенал» потенциально может стать самодостаточной структурой, не требующей большого финансирования из госбюджета», — кажется чуть ли не ересью.
Но, несмотря на сомнения и продолжительные раздумья, официальная позиция у Игоря Лихового, кажется, появилась. Эта позиция воплотилась в форму приказа относительно проверки фактов, установленных КРУ (серьезные нарушения в результате проверки, напомним, не выявлены). А вот дальнейшими шагами относительно «Арсенала» могут стать... 1) тотальная «ревизия» траектории движения средств (речь идет прежде всего о деньгах меценатов); 2) реорганизация ГП «Мистецький Арсенал» (или даже ликвидация некоторых сегментов этой разветвленной структуры). Что называется — продолжение следует.
А пока только предварительные выводы. Очевидно, сама идея под кодовым названием «Мистецький Арсенал» стала поводом к жесткому закулисному соперничеству между несколькими влиятельными бизнес- и политическими группировками. Причем предметом соперничества, конечно же, является отнюдь не концепция музейного и культурного комплекса, а только доступ к ресурсам — прежде всего к ресурсу внимания со стороны главы государства. По некоторым подсчетам, строительство культурно-художественного и музейного комплекса может вылиться в 700—800 млн. бюджетных гривен. Кто с ними справится, если такие проблемы возникли с суммой в 10 млн.? В конце концов, останется или нет ГП «Мистецький Арсенал» — не основной вопрос. Важно, чтобы кто-то держал стратегическую линию и обеспечивал системный менеджмент. Однозначно, это должен быть не политик, но и не обязательно человек из культурного истеблишмента. И возможно, стоит наконец ввести процедуру обязательного общественно-экспертного надзора за всеми большими культурническими проектами, инициированными государством?