БЕЗУПРЕЧНЫЙ «ДОН КИХОТ»

07 июня, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 21, 7 июня-14 июня 2002г.
Отправить
Отправить

То, чего так долго ожидало все книгочитающее, книголюбящее и книгознающее человечество, — наконец произошло...

То, чего так долго ожидало все книгочитающее, книголюбящее и книгознающее человечество, — наконец произошло. Извечное желание человека классифицировать, раскладывать по полочкам и загонять в рейтинги, таблицы, графики и чарты популярности нашло свое материальное выражение. Чтобы определить лучшую книгу всех времен и народов среди 100 наиболее выдающихся писателей из 54 стран, проведен опрос. Организовали эту акцию издатели Норвежского книжного клуба в Осло.

Имена почетного «электората» говорят сами за себя — Дорис Лессинг, Салман Рушди, Надин Гордимер, Воле Шойинка, Шеймас Гини, Карлос Фуэнтес, Норман Мейлер.... Однако не все литераторы поддержали эту идею. К примеру, Изабель Альенде бойкотировала мероприятие, поскольку не воспринимает какие бы то ни было книжные опросы. Не обошлось и без эффектности: известная детская писательница Астрид Линдгрен успела проголосовать перед самой смертью в январе этого года, а ее «Пеппи Длинныйчулок» вошла в общий список.

Результаты плебисцита, пожалуй, никого не удивили. Так вот, победителем, не учитывая, конечно, абсолютных мировых лидеров Библию и Коран, оказался роман Мигеля Сервантеса де Сааведра «Дон Кихот». Ну, с этим бессмертным произведением вроде бы все понятно: наверное, именно этот текст, вместе с «Иллиадой» Гомера, шекспировским «Гамлетом» и «Гаргантюа и Пантагрюэлем» Ф.Рабле, приходит на ум человеку европейской культуры. Да и не только европейской. По словам известного нигерийского писателя Бен Окри, который объявлял результаты этого наиболее репрезентативного писательского опроса в Норвежском нобелевском институте, именно «Дон Кихота» стоит прочитать. Объясняется это хрестоматийным выражением о простоте всего гениального: «Дон Кихот» имеет самый прекрасный, самый сложный и в то же время самый простой сюжет».

Роман Сервантеса набрал на 50% больше голосов, чем любая другая книга из списка, где были, в частности, Шекспир, Гомер и Толстой. Десять авторов имели больше одной книги в перечне. После Сервантеса наиболее заслуживающим прочтения — количественно, поскольку авторы в списке не рейтинговались — оказался Федор Достоевский с четырьмя романами: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Дальше идут Шекспир с «Гамлетом», «Королем Лиром» и «Отелло» и Кафка с «Процессом», «Замком» и новеллами. Лев Толстой представлен в списке произведениями «Война и мир», «Анна Каренина» и «Смерть Ивана Ильича». Признаны были также по два произведения Уильяма Фолкнера, Вирджинии Вулф и Габриэля Гарсиа Маркеса. Живых писателей в списке было очень мало, и они «плелись в хвосте». Назовем только Дорис Лессинг, Салмана Рушди, Чинуа Ачебе и Тони Моррисон.

Всех критиков евроцентризма просят не беспокоиться. Альф ван дер Гаген, издатель из Норвежского книжного клуба, сказал: «Уникальной особенностью этого перечня стало то, что мы опросили не только писателей из Европы и США, а впервые провели всемирный опрос». Статистика же избранных книг такова: две трети из ста произведений в перечне были написаны европейцами, почти половина — в XIX столетии и 11 книг написаны женщинами.

Как и любой подобный опрос, определение бесспорных хитов грешит недостатками, однако речь не о них. Весьма любопытно отреагировали на его результаты читатели британской «Гардиан». Их отчаянные, удивленные, а иногда и раздраженные голоса, небось, также чего-то стоят, поскольку все-таки являются непосредственным высказыванием симпатий, не отягощенных бременем писательского труда. «Никогда не читал «Дон Кихота», поэтому не могу комментировать. Но почему только один роман Диккенса?!! Что вы сделали с Диккенсом?» — спрашивает любитель викторианской литературы. «Я вижу, и Кнут Гамсун здесь, несмотря на его репутацию...» — откликнулся бдительный читатель-либерал. «Почему они не решились проголосовать за Пратчета, Толкиена и Стивена Кинга?» — справедливо упрекает приверженец неканонизированных, но таких популярных жанров. «Вчера вечером я был с приятелями в пабе, и мы единодушно проголосовали за «Уллиса» Джойса...» — никак не может оправиться от потрясения любитель высокого модернизма. «Почему нет «Пруфрока» и «Бесплодной земли» Т.С.Элиота?» — вопит почитатель высокой поэзии...

И таких голосов — море. В большинстве своем читатели недовольны тем, что призрачная иерархия писателей и их текстов сконструирована самими писателями, которые, считают многие, оторвались от реальности и потребностей современного человека. И действительно, может, стоило поинтересоваться мнением сотни литературных критиков или сотни издателей, или, может, сотни ребятишек, день и ночь играющих в Play Station-2, или студентов-филологов, а потом, совместив все возможные рейтинги, составить единственно верный и единственно возможный? Но кому от этого станет легче? Ведь литература все-таки не ипподром и не шоу-бизнес, которые все время требуют определения сильнейшего, самого лучшего. По крайней мере в это все еще хочется верить.

По материалам иностранной прессы

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК