Бедные родственники

24 апреля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск № 15, 24 апреля-15 мая 2015г.
Отправить
Отправить

Судьба наших учебных заведений эстетического воспитания (музыкальных школ и т.д.) снова под угрозой. И в "злочинну епоху Януковича", и, увы, сегодня эти образовательные учреждения хотят "ужать" (или "отжать"?), добиваясь призрачных целей некоей экономии бюджетных средств.

Бедные родственники

Судьба наших учебных заведений эстетического воспитания (музыкальных школ и т.д.) снова под угрозой. И в "злочинну епоху Януковича", и, увы, сегодня эти образовательные учреждения хотят "ужать" (или "отжать"?), добиваясь призрачных целей некоей экономии бюджетных средств. Как известно, музыка в Украине - издавна бедный родственник. За годы независимости в столице (да и нигде в стране) не было построено ни одного концертного зала. А опубликованные на днях "апрельские тезисы" министерства культуры (проект Долгосрочной стратегии развития украинской культуры) ни словом не упоминают ни музыкальное образование, ни саму музыку. Как будто их нет в природе.

Оппонентом Минкульту и другим ведомствам (в заочной дискуссии) снова выступает председатель Всеукраинского совета директоров начальных специализированных учебных заведений эстетического воспитания, консультант комитета ВР по вопросам культуры и духовности, директор Киевской ДМШ №35 Подольского района Александр ШАЛИТ. Он неоднократно (в том числе и на страницах ZN.UA) защищал систему эстетического воспитания в Украине. Сегодня в его монологе - продолжение по-прежнему актуальной темы.

- Система детского эстетического воспитания в Украине признана одной из лучших в мире, - говорит Александр Григорьевич. - Подтверждением является недавнее обращение директора украинского представительства компании Yamaha с просьбой поделиться методическими материалами и рассказать о нашей системе музыкального воспитания. В Японии считают: личность ребенка формируется до трех лет.

Система эстетического воспитания в Украине в течение 23 лет упорно сохранялась, но не "благодаря" усилиям властей, а "вопреки", поскольку руководство страны постоянно пытается его уничтожить. Происходит это от недостатка воспитания и образования власть предержащих.

Не там экономят: воровать нужно меньше. Тогда больше детей будут заниматься чем-то хорошим.

Я, например, постоянно поддерживаю отношения с крымчанами, по-прежнему считающими себя украинцами. И они рассказывают, как им сначала резко подняли зарплаты, но последний раз заплатили в декабре 2014-го. И все! У меня есть хорошая знакомая Алена Епимахова, переехавшая из Запорожья в Севастополь. Сейчас она переводит украинскую программу, в составлении которой участвовала в 2012-м, на русский язык, чтобы ею там пользовались. Потому что наши программы на голову выше российских.

Это оценка наших достижений со стороны "внешнего врага".

Но у нас есть и "внутренние враги" в лице чиновников, отдельных ведомств. Несколько лет нам хотят прекратить финансирование и перевести либо на самоокупаемость, либо на хозрасчет, даже не понимая разницы этих видов финансирования. Я беседовал на эти темы с заместителем председателя комитета ВР Украины по вопросам культуры и духовности, бывшим начальником Львовского городского управления культуры Ириной Подоляк. Она - профессионал, с ней говорить легко. Руководителей такого высокого уровня у нас крайне мало: 99% руководителей нашей культуры - не профессионалы.

Раньше мы получали централизованные бюджетные средства, теперь нас хотят финансировать, исходя из возможностей местного бюджета. Это неразумно: есть города и районы с развитой промышленностью, где на развитие выделяют хорошие деньги . А есть районы слаборазвитые, ничего не производящие. И поскольку они не дают средств в бюджет страны, соответственно, и им ничего в ответ не будет причитаться. Так что эйфория спадет чрезвычайно быстро, т.к. все бюджетные организации станут заложниками этой системы.

Однажды я спросил на комитете ВР: что у нас первично - культура или образование? Большинство сказали - образование. То есть там не знают основ культурологии, считающей образование частью культуры. Один лишь ответил правильно. У нас же в гуманитарной сфере все наоборот: главное - министерство образования, а министерство культуры - вторично.

По законопроекту №2121, внесенному в ВР, украинские школы эстетического воспитания хотят сделать "неформальным образованием". И как в связи с этим в дальнейшем будет осуществляться финансирование музыкального, художественного воспитания - непонятно. Если переведут на самоокупаемость, даже оставив государственную оплату помещений, родители должны будут вносить от 3,5 до 5 тыс. грн в месяц.

Естественно, никто не в состоянии платить такие деньги. За последние 23 года нашей школе не выделили ни копейки из бюджета. Получаем средства только на зарплату и оплату энергоносителей и помещения. Поэтому для нормальной работы создана и действует инициативная группа родителей, принявших решение о том, что для их семейного бюджета не будет обременительно выделять ежемесячно 20 грн в фонд музыкальной школы.

…В Китае, например, есть три категории населения - "почти рабы", средний класс и элита. Они никогда не смешиваются. Там поставили задачу - создать интеллектуальную прослойку среднего класса. И, приезжая к нам, китайцы интенсивно пользуются наработками наших педагогов, пашут на всю катушку, чтобы стать "средним классом" у себя на родине. Наши педагоги - и в нижнем, и в среднем, и в верхнем звене эстетического обучения - отличные. На начальном этапе они работают с сотнями тысяч детей, выявляют самородков, которые становятся в дальнейшем высокими профессионалами-музыкантами.

В Германии есть частные школы и муниципальные, оплачиваемые из бюджета. Там урок длится 30 минут и стоит 30 евро. Дайте украинцам европейские зарплаты и переведите нас на самоокупаемость, на что угодно!

Все необходимо рассматривать в комплексе.

Но сравнивать наше образование с немецким некорректно. Я хорошо знаю ситуацию и в Германии, где работают многие бывшие коллеги. А, к примеру, в Гвоздецкой школе Ивано-Франковской области детский фольклорный ансамбль постоянно приглашают в Польшу за счет поляков. Потому что поляки восстанавливают свою культуру и иногда даже учатся у нас.

У них во время шоковой терапии многое разрушили. И мы так хотим? Нет. Для кого "строим" государство? Для детей, которые учатся в наших школах, конечно. На бумаге все прописано замечательно: "Збереження і розвиток початкової мистецької освіти" и т.д. На деле начальниками управлений культуры назначают бывшего водителя или бывшую горничную депутата. Такова реальная политика расстановки кадров. Профессионалов на этих должностях можно пересчитать по пальцам. Мы декларируем одно и при этом ничего не делаем на практике.

Раньше невозможно было попасть в министерство культуры без опыта работы в этой сфере. Начинали в республиканском методическом кабинете, стажировались у инспекторов министерства, и лишь потом занимали кресла повыше. Теперь берут девочку с улицы, которая раньше где-то перекладывала бумажки, а теперь она - куратор полутора тысяч школ эстетического воспитания Украины.

Самая профессиональная областная "верхушка" культуры - в Закарпатье. Где начальник управления - бывший директор музыкального училища. И все начальники районных управлений - экс-директора либо музыкальных школ, либо библиотек.

Получение профессии педагога-музыканта зависит от того, у кого ты сам учился, получил исполнительскую и педагогическую школу или нет. В этой сфере - консерватизм. Поскольку специалист, которому не повезло с учителями во время учебы, впоследствии до всего доходит самостоятельно - читает книги, посещает семинары.

Сейчас нет дифференцированного последипломного обучения педагогов различных специальностей: в институте последипломного образования в одну группу собирают пианистов, духовиков, баянистов, скрипачей и читают им общие лекции. Мастер-классов, семинаров по отдельным специальностям, открытых уроков вообще не проводят.

На Западе благополучие педагога зависит от его профессионального уровня. Не умеешь работать - к тебе не пойдут ученики и тебя уволят. Там нет Кодекса законов о труде. Предъявлять такие требования у нас невозможно, поскольку заработная плата педагога, пришедшего на работу после вуза, на 30 грн выше зарплаты уборщицы. У нас нет конкурентной среды. Я был первым директором в Украине, уволившим педагога согласно Кодексу закона о труде "за систематическое нарушение правил внутреннего распорядка". После чего пережил 144 комиссии только в школе (не считая вызовов во всевозможные инстанции).

Свет в конце туннеля один: если дадите европейскую заработную плату, тогда и предъявляйте европейские требования. Поверьте, будь мы на контрактной системе, меня давно бы не было в моей должности - я неудобный для чиновников человек. Вот почему нам необходимо строить такую систему образования и воспитания, при которой только профессионалы будут оценивать деятельность каждого руководителя.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК