Довольно регулярные выступления в репертуарных спектаклях Национальной оперы уже известных в Европе украинских исполнителей (делающих на Западе успешные карьеры) привлекают в саму оперу серьезную зрительскую аудиторию. Тех, кто жаждет интересных встреч с оперными исполнителями, нашими соотечественниками, которые утверждают украинское искусство и за рубежом, и дома, особенно в последнее время.
Один из таких исполнителей - 32-летний бас Евгений Орлов, выступающий на лучших европейских сценах. Он рассказывает ZN.UA о знаменитых партнерах, специфике работы на Западе, а также западных режиссерах и концертмейстерах.
- Евгений, вы молоды, но уже пять лет назад вышли на международную оперную арену. Кто из педагогов оставил значимый след в вашем творческом формировании?
- Учителей много. Наибольший вклад в мой профессиональный багаж внес Иван Викторович Пономаренко - народный артист Украины, баритон, солист Национальной оперы, у которого я учился в академии им. Чайковского. Он не смог меня довести до выпуска, поскольку у него произошел конфликт с руководством академии, и его уволили. Но за два года, что я у него учился, он заложил основы, базу моих вокальных навыков.
- В формировании певца огромную роль играет концертмейстер - пианист, с которым происходит разучивание партии. Какое место отводится аккомпаниатору в западном театре?
- Если приезжаешь туда как приглашенный гастролер, то должен явиться полностью готовым. Хотя тебе могут дать пару уроков, чтобы поддержать твой голос в порядке или проверить, как ты выучил партию. Но не более того. Если меня приглашают для участия в фесте, которые проводят Берлинская Дойче опера или Венская, то для подготовки фестивальной программы концертмейстера дают, конечно. Но в театре для разучивания партии мне аккомпаниатора не назначат. Я должен сам найти его и заниматься частным образом.
- С чего началась ваша творческая жизнь на Западе?
- Пел в нашей столичной оперной студии при академии, потом в Национальной опере. Поехал на конкурс Пласидо Доминго. И мне повезло. Поскольку он впервые проходил в Миланском театре La Scala - на знаменитой сцене. На заключительном туре с оркестром театра и Пласидо за пультом спел короля Филиппа из "Дона Карлоса" Дж.Верди.
Когда мы с киевским баритоном Андреем Бондаренко стояли на сцене La Scala, ожидая объявления результатов конкурса, и потом мне вручили вторую премию, я буквально плавал в счастливом тумане. А после выхода за кулисы всех нас поздравляла оперная примадонна Мирелла Френи. Я был счастлив.
После гала-концерта лауреатов ко мне подошли три агента театров - Метрополитен-опера, опера Бильбао (Испания. - О.К.) и Сантьяго-де-Чили. С этого начались выступления на западных сценах. Пел в барселонском театре Лисео, в Севильи, Овьедо (Испания. - О.К.). В американских театрах Метрополитен и Лос-Анджелесской опере. В Германии Дойче опера. Летом на фестивале open air в пригороде Вены вышел в роли Монтероне в "Риголетто". Выступал в двух городах Канады - Ванкувере и Квебеке. Хотя живу я по-прежнему в Киеве. В нашей опере пою (в "Доне Карлосе", "Аиде", "Иоланте") в качестве приглашенного солиста. Поскольку по шесть-семь месяцев в году отсутствую, четыре года назад принял решение уволиться из киевской труппы.
- С кем из мировых оперных звезд сотрудничали в Европе и Америке?
- Из самых известных - Феруччо Фурланетто, Мария Гулегина, Долора Заджик, Ильдебрандо Д'Арканджело, Фьоренца Чедолинс, Марина Поплавская, Хуан Понс. Недавно пел с нашей Оксаной Дыкой в Метрополитен: я - фараона, она - Аиду, и Пласидо Доминго дирижировал.
Постановка отличная, прекрасный оркестр, и Оксана поет великолепно.
Часто встречаюсь в театрах с Людмилой Монастырской, пел с ней раньше в Киеве, но на западе в спектаклях пока еще не совпали.
- Расскажите о своеобразии оперной аудитории разных стран.
- Итальянская публика, если хоть что-то на мгновенье не так, сразу начинает букать, топать ногами, кашлять, кричать. Бывает, что и не певец в чем-то виноват, а не нравится режиссура. Или на эту партию есть знакомая зрителям итальянская певица, а пели приглашенные наши исполнители. Их забукивали просто из-за несогласия с выбором постановщиков. В Америке публика, наоборот, весьма терпимая. И если даже не очень нравится исполнение, может вежливо, но не продолжительно поаплодировать. В Испании тоже залы доброжелательны. Как и у нас. В Италии оперу знают все. Любая домохозяйка, нарезая на кухне лук или картошку, поет арии из опер. Мне это - насчет домохозяек - рассказала Оксана Дыка, которая замужем за итальянцем, и именно так, хозяйничая, напевает ее свекровь.
- Вы довольно молодой, но исполняете "возрастные" партии.
- Что поделать, это удел
басов.
- Теперешняя тенденция "возврата" украинских певцов отрадна, она противоположна прежней политике недоброжелательности и ревности в адрес получивших зарубежные ангажементы коллег…
- Да, такие выступления полезны и для публики, и киевских певцов. И тем, кто приезжает, есть чему поучиться на родине. Это прекрасное творческое взаимодействие и обмен опытом.
- Как воспринимаете ультрасовременную режиссуру, популярную на Западе?
- Режиссерское стремление все "осовременивать" начинает постепенно сходить на нет. Хотя в отношении предстоящего берлинского фестиваля некоторые опасения все же остаются. Люди этим "пресытились". Встречается, конечно, современная режиссура, сделанная интересно - оправданная, логичная. Вот в Метрополитен-опере последняя постановка "Риголетто" перенесла действие в Лас-Вегас нашего времени: все происходит в казино. И хотя американская публика, предпочитающая архаичные постановки Франко Дзеффирелли, воспринимала спектакль без большого энтузиазма, мне было интересно.
Не скрою, встречаются спектакли с бессмысленной режиссурой. Бывает, некий острый режиссерский "ход" имеет мотивацию, служит усилению характера персонажа или подчеркивает сюжетный поворот. Но порой возникают неоправданные ситуации, и на вопрос, зачем режиссер требует того или иного сценического приема, он отвечает: "Потому что я так захотел". Это огорчает и мешает работе певца, замыкает его в себе.
- Назовите ваши любимые партии.
- Многоплановая и многогранная партия короля Филиппа ІІ в "Доне Карлосе". Еще не самая любимая, не очень комфортная для меня (часто приходится ее петь,
и это, видимо, в конце концов, приведет к тому, что я ее полюблю) - первосвященник Захария в "Набукко" Дж.Верди.
- А из русского репертуара?
- Только раз исполнял партию старого каторжанина в "Катерине Измайловой" Д.Шостаковича. Это было в "Мэт" с Анатолием Кочергой, который пел Бориса Тимофеевича. Кстати, постановка была осовременена, но ничего в ней не мешало, не выбивалось из характера всей оперы.
- Насколько, по-вашему, важно оперному певцу иметь актерскую подготовку?
- Важно. Иначе нужно идти в филармонию, ставить пульт и по нотам петь для публики соответствующий репертуар. В консерватории есть курс актерского мастерства, но он номинальный, не могу сказать, что он серьезно преподается.
В основном актерский опыт приобретается в работе с режиссерами, на практике. Мне, в тот момент еще не весьма опытному артисту, очень много дала первая работа за рубежом с режиссером Джанкарло Дель Монако, сыном великого тенора Марио Дель Монако над ролью Филиппа ІІ. Он все объясняет с позиций истории, у него мотивированы все поступки и характеры героев. Я тогда кроме Киева нигде еще не пел.
Он мне говорит: "Ты кто? Я тебя не знаю и сниму с партии, с незнакомыми не работаю". Его попросили не быть таким строгим, и он согласился, сказав, что проверит меня в работе. Дель Монако стал больше всех со мной заниматься и вылепил из меня образ испанского короля эпохи расцвета инквизиции… Это дает гораздо больше, чем занятия на специальных актерских курсах.
- А есть ли уроки актерского мастерства в школе театра La Scala?
- Знаю только точно, что в этой школе и на курсах в Мэт есть занятия по языку. А насчет актерства - нет, мне кажется.
- В Лондоне есть актерские занятия для молодых оперных певцов. Вы не занимались в оперной школе на Западе?
- После победы на конкурсе Доминго меня прослушала Мирелла Френи и сказала, что у меня все здорово, но нужно все кардинально менять. Я посоветовался со своим агентом и подумал, что не так ужасно пою, чтобы "все кардинально менять". Ведь можно переделать так, что ничего не останется. И принял решение работать с тем, что имею. Потому что начинающему певцу ставить голос - это одно, а я на тот момент уже пел несколько лет, и риск был велик.
- Сколько лет вы уже на сцене?
- С 16 лет пел в хоре Донецкой оперы. А так пою около 15 лет. Четыре года работал в хоре Национальной оперы у Льва Николаевича Венедиктова, когда обучался на вокальном факультете Национальной академии. И на третьем курсе меня и Андрея Гонюкова услышал Дмитрий Михайлович Гнатюк. Мы пели в оперной студии в "Царской невесте" Н.Римского-Корсакова. Он позвонил нам и сказал: "Ребята, у вас сегодня прослушивание в стажерскую группу солистов театра".
- Какие у вас репертуарные планы на ближайшее будущее?
- Будет инквизитор в "Доне Карлосе" в Парме с выдающимся израильским дирижером Даниэлем Ореном, Алидоро в "Золушке" Дж.Россини. И мы обсуждаем перспективы фестиваля с Дойч оперой на сезон. Это полезно, престижно, и придется подучить немецкий.