Нет - поддержка!
Эту статью я пишу не только потому, что пинать людей, потерпевших неудачу, считаю занятием неблагородным. С триумфом прошли три первых, организованных Владимиром и Валерией Иваненко (телекомпания «Тонис») международных фестиваля телевизионных программ «Бархатный сезон». Как известно, фестиваль давно вышел за рамки Украины. Его соучредителями выступили УТ-1, ICTV, российский канал ТВ-6. Организаторы получили возможность привлекать на фестиваль лучшие во всех жанрах телевизионные программы, которые бы оставались недоступны украинскому зрителю, если бы не «Бархатный сезон». Фестиваль, организованный Владимиром и Валерией Иваненко, был признан во многих странах Европы, что, несомненно, укрепляло международный престиж украинской культуры. В этом году как следствие успешной работы международного фестиваля и деятельности его организаторов, телевизионный «Бархатный сезон» был принят в евразийскую ассоциацию фестивалей. Но основной проект Владимира и Валерии - это «Славянский канал». Тут они были первыми. Первыми, кто вышел в эфир через спутник «Евталсат» и показал на Европу, Азию и Африку трансляцию Пасхального богослужения из Владимирского собора Киева (трансляция шла на 40 стран мира). По «Славянскому каналу» демонстрировалась серия уникальных фильмов, лежавших на полках «Укртелефильма», - на темы украинской истории и культуры. И не случайно «Славянским каналом» заинтересовались в Париже, Лондоне, Гамбурге и Роттердаме.
Что же произошло в этом году? Очевидно, читатели ряда газет в замешательстве и некотором недоумении стали свидетелями того, как их корреспонденты сменили милость на гнев, а стиль похвальной оды - на разоблачительные филиппики. Но удивляться нечему: как известно, у победы - сто отцов, поражение - всегда сирота! А произошло вот что. С триумфом начавшийся фестиваль вновь засвидетельствовал неординарные творческие и организаторские способности «отцов-основателей», их умение организовать и привлечь воистину грандиозные творческие силы телевизионщиков, журналистов, деятелей театрального искусства и культуры в целом. Более 100 телекомпаний и рекламных агентов Европы и Азии заявили о своем желании участвовать в конкурсе. Для участия в форуме было приглашено целое созвездие деятелей искусства, культуры, телевидения, прессы. И среди них - народные любимцы Донатас Банионис из Литвы, «Песняры» из Белоруссии, Бисер Киров из Болгарии, Филипп Жмакер (Югославия), легендарный тандем Александра Пахмутова и Николай Добронравов, украинская телезвезда Татьяна Цимбал, народные артисты Украины Ада Роговцева и Гизела Ципола, звезды телевидения: Игорь Белза, Георгий Зубков, славные полпреды нашей Украины в Москве - народные артисты Клара Лучко и Алексей Петренко. Всех просто невозможно перечислить.
И что же? В результате ситуации, с которой мы сегодня сталкиваемся на каждом шагу, в том числе - и прежде всего - в сферах государственных (что-то где-то оказалось «не проплаченным», кому-то недоплачено), корабль не отчалил от причала. Многие усматривают в этом финале итог нескольких составляющих.
Во-первых, Владимир и Валерия Иваненко затронули своим «Славянским каналом» и «Бархатным сезоном» слишком могущественные интересы некоторых общественных кланов. И прежде всего, интересы крупных фирм, которым вовсе не нужен в бархатный сезон сентября-октября еще один, не входящий в их график, да еще такой, как «Тарас Шевченко», теплоход, увозящий около 800 туристов на борту с их деньгами.
Во-вторых, затронуты интересы телевизионных компаний и фирм, для которых идея «Славянского канала» в той или иной степени не вписывалась в сложную систему уже разделенного телевизионного эфира и времени телерекламы. С другой стороны, с точки зрения потенциальных и реальных конкурентов, само осуществление идеи «Славянского канала» как проекта перспективного и сверхприбыльного, неплохо было бы прибрать к рукам, скомпрометировав, так сказать, духовных отцов и авторов интеллектуальной и материальной собственности, каковыми и являются международный телевизионный фестиваль «Бархатный сезон» и «Славянский канал».
Да, Владимир и Валерия Иваненко не все делали так, как надо, «правильно», и достойны критики. И прежде всего, успешно стремясь уйти от провинциализма в вопросах творческих (телекомпания «Тонис», которую они представляют, находится в Николаеве), они изначально несли в своих действиях грех, являющийся продолжением, источником достоинств и добродетелей провинции. А именно - излишнюю доверчивость и даже некоторую наивность.
И прежде всего во взаимоотношениях со своим основным партнером по организации круизной части фестиваля - одесской фирмой «Тартус». Мы намеренно не прибегаем здесь к констатации конкретных перечисленных сумм, финансовых претензий и аналогичным аргументам. Ибо, как засвидетельствовала пресс-конференция фирмы «Тартус», (которую фирма почему-то провела не по горячим следам срыва круиза и фестиваля, непосредственно на борту теплохода «Тарас Шевченко», где находились не единицы, а десятки корреспондентов украинских и международных газет, радио и телевидения, а через две недели после этого события, уже в Киеве. В Одессе же основные организаторы круиза просто «ушли в подполье», даже дозвониться к ним, несмотря на многочисленные попытки, было невозможно). Эта сфера выходит за пределы компетенции журналистов, а находится в области правовой. Что и подчеркнул в своем заявлении на пресс-конференции финансовый директор фирмы «Тонис», объявивший об аппеляции именно в суд с претензиями к фирме «Тартус» за срыв фестиваля.
Что же касается фирмы «Тартус», то, как нам представляется, ее сотрудники не вполне серьезно и ответственно подошли к выполнению взятых на себя обязательств. Банальные аргументы типа: «Организация международного телевизионного фестиваля и круиза - это две большие или четыре маленькие разницы, как говорят в Одессе» - мало кого убедили. Ибо в своих действиях фирма «Тартус» как раз должна была исходить не из «разницы», а неразрывного единства двух этих задач. Серьезность и ответственность этих действий заключалась бы во многом. И в конечном итоге именно фирма «Тартус» должна была, констатировав невозможность осуществления круизной части фестиваля, заблаговременно «наложить вето», прямо и недвусмысленно сказав «нет» выезду 450 участников фестиваля на тринадцати «Икарусах» из Киева в Одессу.
А из пресс-релиза, розданного фирмой «Тартус» участникам пресс-конференции, следует, что они не только не сделали этого, а 26 сентября, когда участники фестиваля прибыли и находились в Одессе, фирмой «Тартус» «был составлен аддендум № 8 к договору отфрахтования между ГСК «Черноморское пароходство» и СП «Тартус», т.е. предпринимались запоздалые шаги к «спасению» фестиваля. Непонятно также, почему деньги, собранные фирмой «Тартус» непосредственно с одесских участников круиза, не были переведены пароходству, а в момент, когда все остальные 450 участников маялись в Одесском порту в ожидании посадки на теплоход «Тарас Шевченко», сотрудники «Тартуса» возвращали деньги одесситам наличными. То есть, сотрудники «Тартуса», предпринимая якобы шаги по «спасению» фестиваля 26 сентября, были твердо уверены в его срыве?
Да, фирма «Тонис» и ее руководители Владимир и Валерия Иваненко «передоверились» и поплатились за это. О том, что Владимир и Валерия Иваненко - не прожженные авантюристы заранее выношенного проекта «Москва - Васюки», как это пытаются сегодня представить некоторые средства массовой информации, говорит все. Собрав деньги с участников фестиваля, аккредитованной прессы и туристов, они не исчезли «в неизвестном направлении», а красиво, торжественно, с помпой открыли фестиваль в лучшем столичном дворце «Украина», провели дорогой фуршет на 400 участников, и внушительной колонной в тринадцать «Икарусов» отправились к месту начала фестиваля - в Одессу. Они расселили на борту теплохода «Тарас Шевченко» 450 участников фестиваля, которые двое суток жили и питались здесь, что стоило немалых денег, а после срыва фестиваля вновь за свой счет отправили участников на автобусах в Киев. Вот тут-то их и остановили некие «могущественные силы». Хотя другие, призванные действительно быть могущественными, - от Министерства культуры и вплоть до руководства Одесского пароходства, могли бы дать фестивалю «Бархатный сезон» зеленый свет и на этот раз. Хотя бы разрешить отсрочку платежей за круиз на квартал, полгода, что в сегодняшней практике не такое уж исключение. Тем самым (учитывая присутствие на фестивале многочисленных гостей из ближнего и дальнего зарубежья) можно было бы и проигнорировать еще одну попытку как-то принизить международный престиж нашей с вами страны.
Что же касается непосредственной причины переноса фестиваля - денег, то уверена: деньги они (т.е. Владимир и Валерия Иваненко) найдут. Уверена, что международный телевизионный конкурс этого года, пусть позже, но состоится. Уверена, что состоится фестиваль «Бархатный сезон» по полной программе и в будущем году, надолго став частицей того будущего международного престижа нашей страны, который мы так ждем и на который надеемся. Залогом этого - поддержка умных и дальновидных бизнесменов, которые уже сегодня, ознакомившись с проектом, готовы оказать ему существенную поддержку. Найдутся, несомненно, умные добровольцы и в будущем.
А для его осуществления нужно сделать ох как много! И, завершая, (даже не боясь некоторого пафоса), скажу: чтобы сильная, независимая, могущественная Украина отправилась в свое вечное плавание, не следует подрубать крылья таким украинцам, как Валерия и Владимир Иваненко! Ведь наименьший упрек, который сегодня можно услышать в их адрес, - это то, что они - мечтатели и донкихоты. Но прислушаемся к Достоевскому, который был уверен, что на страшном суде человечество положит в свое оправдание книгу «Дон-Кихот». Обратите внимание: не атомные электростанции, не «мерседесы», не компьютеры, а силу творческой фантазии, создавшей это все.