Новинки издательства «Славия» |
Короткий период тепла и солнца, который осень дарит перед затяжной зимой, называется «бабьим летом». Его ждут и им наслаждаются. Именно на эту осеннюю пору (16 – 18 сентября) пришлись Дни культуры Санкт-Петербурга в Киеве, которыми дано радоваться киевлянам и гостям нашего города.
Идея возобновления диалога двух городов, известных своими давними духовными связями, была высказана в прошлом году во время визита украинской делегации в Северную столицу, готовившуюся к празднованию своего 300-летия. Было принято предварительное решение провести широкомасштабные Дни Санкт-Петербурга в Киеве осенью 2003-го и, соответственно, Дни Киева на брегах Невы в 2004 году. Что-то, как водится, не сложилось. Разумеется, речь о финансировании. По словам руководителя департамента внешних связей Главного управления культуры Киевгорадминистрации Анатолия Галиновского, на 10% был урезан бюджет, а к концу года остатки его выглядят особенно скудно, посему было предложено перенести эти мероприятия на год. Но петербуржцы, наоборот, «подкрепленные» бюджетными деньгами, которые в юбилейный год, видимо, имелись в наличии, решили приехать в Киев, заручившись серьезной поддержкой Российского посольства и лично Виктора Степановича Черномырдина, который и как государственное лицо, и по-человечески всячески поощряет диалоги культур. Главное управление культуры Киева поддержало эту встречу чем могло, предоставив, например, гостям сцены двух муниципальных театров. Господин Галиновский заверил, что в будущем году Дни Киева в Санкт-Петербурге непременно состоятся и будут полностью профинансированы украинской стороной. Организаторами культурного десанта Северной столицы выступили комитет по культуре Санкт-Петербурга и гуманитарно-культурный центр «Пилигрим», а Российский культурный центр в Киеве предоставил свое помещение для предварительного знакомства журналистов с гостями.
Организаторы постарались составить программу диалога городских культур так, чтобы представить и театр, и кино, и изобразительное искусство, и уровень издательского дела Санкт-Петербурга.
Последнее было представлено в магазине-кафе «Русская книга». В непринужденной, дружеской обстановке издательство «Славия», хорошо известное на книжных рынках России, СНГ и в дальнем зарубежье, знакомило гостей со своими новинками. Издательство обеспечивает печатной продукцией выставки Государственного Эрмитажа – за 10 лет подготовлено около 150 каталогов и монографий. Книги «Славии» выпускаются на разных языках мира тиражом не более тысячи экземпляров и стоят недешево, зато они могут стать достойным пополнением самого изысканного собрания изобразительного отдела любой библиотеки или незабываемым подарком.
Одновременно там же была открыта выставка фоторабот Натальи и Константина Дока «Романтические парки Санкт-Петербурга», представленная Союзом художников Санкт-Петербурга. Оставив тридцать лет назад свои технические профессии, эта пара занялась художественной фотографией. Постоянный творческий поиск помогает им совершенствовать свое мастерство. Рукотворная работа со светом и композицией придает их фотоработам непередаваемый колорит индивидуальности. Наталья и Константин не раз были награждены на самых престижных мировых выставках, их работы помещены в альбомах ведущих издательств. Милые и общительные люди, они радовались встрече с Киевом и киевлянами, искренне радея за поддержание единого культурного пространства.
Для кинопоказа был выбран фильм Лидии Бобровой «Бабуся», о котором читатели «ЗН» знают из обзоров последнего «Кинотавра». На мой взгляд, это не самый удачный выбор представления знаменитой питерской киношколы, в копилке которой сегодня и новая, показанная на Московском фестивале лента Алексея Учителя, и привлекшая каннских зрителей последняя работа Александра Сокурова «Отец и сын».
В программе две испостаси — театральные. Кукольный театр «Потудань», созданный в 2002 году выпускниками Санкт-Петербургской академии театрального искусства и представляющий киевлянам спектакль – лауреат премии «Золотая маска» в двух номинациях («лучший спектакль» и «лучшая режиссерская работа») – «Невский проспект» по мотивам одноименной повести Николая Гоголя. В спектакле, как и у автора-классика, сталкиваются чувственность и бесчувствие, творческая фантазия и снобизм, свободный полет и жесткие рамки правил, придуманных людьми.
Вторая театральная ипостась Питера — Молодежный театр на Фонтанке. Расположенный в Измайловском, традиционно театральном, саду, театр имеет уже сложившуюся собственную историю – его рождение состоялось в 79 году прошлого века. Храня наследие своего первого художественного руководителя Владимира Малыщицкого, не исключая из репертуара спектакли своего следующего лидера Ефима Падве, театр живет сегодняшним днем и идеологией своего нынешнего вождя – умного и талантливого Семена Спивака. Весной, в рамках фестиваля «Киев травневый», были показаны «Касатка» по Алексею Толстому и «Жаворонок» Жана Ануйя (о них «ЗН» писало в материалах Е.Раскиной). Осенние встречи «закрывают» собой два новых спектакля Семена Спивака – не совсем привычный «Отелло» Шекспира и «Крики из Одессы» по пьесе Исаака Бабеля «Закат». Яркие, зрелищные, очень разные по форме, качественно исполненные театральные работы, в которых особенно хочется отметить их пластическое решение.
Когда общение интересно, время летит незаметно. Дни Санкт-Петербурга в Киеве окончились быстро, как бабье лето. Теперь надежда на встречу на берегах Невы – ведь нам есть что показать. Главное, чтобы диалог продолжался, был интересным и неформальным.