Дни итальянской культуры, стартовавшие в Киеве 21 мая, принесли прямую выгоду не только итальянцам и итальянофилам, но и фестивалю искусств «Киев майский», в рамках которого были показаны две крупные работы жрецов искусства из Тосканы и Рима — одноактный балет «Медитерранеа» в исполнении хореографического ансамбля «Балетто ди Тоскана» и чеховская «Чайка», превращенная театром «Вашелло» в экстравагантное постмодернистское зрелище. Кроме того, с 21 мая по 7 июня пламенных поклонников итальянской культуры ожидает еще много приятного: концерт широко известного пианиста Микеле Кампанелла в сопровождении Украинского национального симфонического оркестра с итальянским дирижером Алессио Владом; выступление композитора и музыковеда Романа Влада в Национальной музыкальной академии с лекцией на многообещающую тему «Итальянская музыка от зарождения оперы до ХХ столетия. Связи со славянским миром»; не менее заманчивая лекция профессора Личи Борелли «Италия и сохранение культурного наследия», а также музыкальная программа «Молодые итальянские таланты» и демонстрация в рамках Недели европейского кино трех итальянских фильмов.
Праздник на итальянской улице открылся выступлением хореографического ансамбля «Балетто ди Тоскана», воплотившего в ярких и оригинальных пластических образах историю страстей и страсти — непреодолимого притяжения влюбленных, магии Средиземного моря, сближающего и разобщающего культуры, наконец взаимного притяжения и отталкивания многочисленных культур средиземноморских народов. «Я — солнца древний путь от красных скал Тавриза () До темных врат, где стал Гераклов град — Кадикс», — так говорит Средиземное море устами Максимилиана Волошина в стихотворении «Mare Internum». Об этом пути и о путях страсти повествует балет «Медитерранеа» — первая признанная работа хореографа Мауро Бигондзетти. В балете Бигондзетти присутствуют все составляющие страсти, будь то страсть к женщине, земле или морю, — толчок, влечение, притяжение и отталкивание, эмоциональный взрыв и усталость. Культуры и народы стремятся друг к другу, как влюбленные, и, как влюбленные, расстаются. Об этом можно поведать только в танце-крике — страсть не знает мягких и утонченных движений. Балет «Медитерранеа» с его угловатой пластикой, разрушающей классические каноны, не только оригинален, но и экспериментален. Хореографический ансамбль «Балетто ди Тоскана» вообще пользуется репутацией новаторского коллектива — царское место в его репертуаре занимают работы так называемого молодого поколения итальянских хореографов, например Фабрицио Монтеверде и Мауро Бигондзетти.
«Балетто ди Тоскана» (художественный руководитель — Кристина Боццолини) — один из ведущих хореографических ансамблей Европы — в 1993 году стал лауреатом Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля. Причиной этой высокой награды послужил фильм-балет «Дважды в месяц». В 1998 году «Балетто ди Тоскана» был признан лучшим итальянским коллективом года, а в 2000-м завоевал киевскую публику. Думается, что выступление этого танцевального коллектива — событие, и не только для фестиваля искусств «Киев майский», но и для культурной жизни Украины.
Вслед за итальянскими танцорами в Театре русской драмы выступили итальянские актеры. Театр «Вашелло» — детище режиссера Джанкарло Нанни и актрисы Мануэлы Кустерман, «девы авангарда» и обладательницы престижных международных премий — от «Де Фео» до «Плеяды». Римский театр «Вашелло», он же — Центр театральных исследований, является общепризнанной мастерской европейского авангарда. Но это официальный статус театра, а неофициально «Вашелло» вполне можно назвать театром оживающих предметов, поскольку огромное место в его постановках занимает обыгрывание театральной бутафории. В спектакле «Чайка» по пьесе Чехова актеры, как в торжественном ритуале, передают друг другу искусственные белые розы, символизирующие, очевидно, трогательную безыскусственность и наивную искренность чувства. Охапка белых роз кочует от одного актера к другому — ею Треплев помахивает перед носом у матери, как бы намекая на то, что настоящее чувство, как и эти розы, не дается ей в руки. Обыгрывается и остальная театральная бутафория — от драпировок до стульев.
Каждый предмет, используемый в спектакле, — символ, аллегория, и отгадать его смысл и назначение — значит пробиться к сути интерпретируемого текста. Впрочем, герои в этой версии «Чайки» — тоже своего рода аллегории. Например, Нина — кокетливая инженю и Нина-чайка, и две актрисы для этой роли. Одна, играющая нераскрывшуюся женственность, женственность в бутоне, другая — настоящая тургеневская девушка с озаренным и вдохновенным лицом, таких теперь редко встретишь на сцене. Театр «Вашелло» тяготеет к визуальной экспрессии и балетной пластике, но больше всего к эксперименту. Судя по реакции зрителей, эксперимент с чеховской «Чайкой» этому театру удался.
Польская «Академия движения», выступившая на «Киеве майском» вслед за итальянцами, — театр еще более экспериментальный, но это скорее эксперимент ради эксперимента, чем ларчик с секретом. Творческая манера «Академии движения» больше похожа на стеб, чем на интеллектуальный поиск. Конечно, можно представить себе революцию в виде «неведомой зверюшки» в коляске, на страже которой стоят вампиры в подвенечных нарядах, но, на мой скромный взгляд, это слишком уж попахивает ужастиками. А когда вампиры, убранные, как невесты, начали скалить зубы, вспомнился незабвенный Фредди Крюгер. Понятно, это все аллегория, «сон разума рождает чудовищ» и все такое прочее. Но чудовища уж слишком мультяшные. Так что «он пугает, а мне не страшно», как сказал один великий писатель о своем младшем собрате по перу.
Фестиваль торжественно закрылся 27 мая. На закрытии танцевали киприоты, индийские жрицы из «Ганешша Натилайа», бравые эстонцы с кокетливыми эстонками, играл джазовый ансамбль из Чикаго, словом, приглашенные веселились как могли. Особенно впечатляющим было выступление корейского театрального коллектива «Е-Га» с традиционной корейской музыкой и танцами. Вообще, судя по реакции прессы, эксперименты уже не так привлекают, как архаика. Приз журналистских симпатий достался, как ни странно, самому архаичному из театральных коллективов — тайбейскому «Хань Тхань Юефу». Так что постмодерн постмодерном, а нам подавай испытанное временем и скрепленное традицией. Классика не обманет и не подведет, и она во всяком случае лучше сомнительной новизны. А когда новизна дорастает до классики, можно радоваться — противоречие исчерпано и гармония наступила. По крайней мере, до следующего поединка архаистов и новаторов. И до следующего примирения.