В пятый раз, начиная с декабря, Национальный союз кинематографистов Украины и представительство в Украине Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при МИДе России проводят совместную акцию — «Российское кино: премьера в Киеве». Это, за редчайшим исключением, единственная возможность сегодня познакомиться не у голубого экрана, а по старинке в кинозале с современным российским кино, которое украинский зритель любит и по-прежнему считает «нашим кино».
Пять картин, показанных за это время, не попадали в Дом кино по заранее продуманному плану — ведь проблема и в переговорах с творцами лент, и их владельцами-продюсерами, а это дело непростое, не говоря уже об организационно-экономической стороне акции. Начиная с последней по времени работы мэтра российского кино Сергея Соловьева («Нежный возраст»), которая была первой премьерой проекта, через изысканного экранного неоконструктивиста Александра Зельдовича («Москва»), дополненного игривым «Мусорщиком» профессионально крепкого Георгия Шенгелия и «Лавиной» Ивана Соловова, заканчивая кинодебютом Константина Мурзенко ( «Апрель»), устроителям и идеологам проекта удалось представить «вид сверху» на текущий российский кинопроцесс. Наш зритель — а в Доме кино собираются в основном специалисты, любящие порассуждать о стагнации национального кинематографа, — имеет возможность составить достаточно полную картину современных тенденций и поисков, порадоваться находкам коллег и посочувствовать просчетам.
МКФ «Молодость» ежегодно в достаточном объеме представляет кинодебюты, российские, в частности, но киевская премьера фильма «Апрель», который всего несколько месяцев
назад дебютировал на большом экране Москвы, без аффектации показавшись до этого в Берлине, предложила «информацию к размышлению» о поисках молодых режиссеров.
Постановщика «Апреля» Константина Мурзенко зритель «знает в лицо» по роли Фашиста из культового фильма Алексея Балабанова «Брат-2». Кроме того, он достаточно известен как кинодраматург, в его авторском архиве сценарии к фильмам «Мама, не горюй!» и «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь». Сценарий для собственного режиссерского дебюта он тоже написал сам. И хоть история, рассказанная в фильме, достаточно динамична и не лишена мрачного юмора, на мой взгляд, в ней есть некоторые провалы. Возможно, они усугубляются навязчивым использованием перекрестного монтажа и повторяющимся наложением звуковой дорожки последующего эпизода на предыдущий.
Герой картины, бывший детдомовец Апрель, не очень-то стремясь к роскошным жизненным благам, вынужден все же зарабатывать себе на жизнь, как умеет. А умеет он стрелять, вот и работает киллером. Микс благородных убийц Тарантино и родное наше самокопание органично уживаются в неприкаянном детдомовце, выводя его на скользкий путь спасителя детей-сирот. Пикантность, призванную увлечь зрителя, придает сюжету то, что потенциальная жертва киллера — сам «под колпаком» у бандитов и, в стремлении спасти свою шкуру, готов жертвовать чужими жизнями, вплоть до невинных младенцев. Для убедительности, за непрописанностью сценария бродят тени Достоевского и Фрейда, в воздузе витает эпатажность теперь уже мэтра Ивана Охлобыстина.
Хотя создатель картины Константин Мурзенко, кокетничая, готов выдать на-гора стройную концептуальную теорию фильма-неудачника, думаю, не мне одной, но и зрителям мешает это сделать исполнитель главной роли Евгений Стычкин. Благодаря его творческой скрупулезности, человеческой убедительности и актерскому обаянию, смотришь ленту с интересом, отмахиваясь от откровенных авторских провалов. Надо отдать должное Мурзенко в умении подобрать актеров и заставить работать на себя — сказывается его человеческое обаяние и умение быть вербально убедительным. В эпизодах знакомые лица и яркие имена: Рената Литвинова, Сергей Мазаев, Александр Лазарев-младший.
Ощущение радости процесса работы и общения в творческой группе передают с экрана в зал мощный энергетический импульс, который помогает воспринимать это, по словам режиссера, «кино для целующихся тинейджеров и застигнутых дождем неприкаянных зрителей».
Когда смотрела «Апрель», думала, что это малобюджетное кино. С удивлением и радостью за российских дебютантов узнала — бюджет картины около 1 миллиона 200 тысяч долларов. Сказываются усилия творческий киноинтеллигенции, растущего продюсерского клана, разумных законодателей и щедрых спонсоров. И слава Богу! Может, и мы дождемся того же.