Анна Чмиль: МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ НАСТОЯЩИЙ ДУХОВНЫЙ КРИЗИС

14 марта, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 11, 14 марта-21 марта 1997г.
Отправить
Отправить

В начале февраля этого года заместитель министра культуры и искусств Украины Анна Чмиль в составе...

В начале февраля этого года заместитель министра культуры и искусств Украины Анна Чмиль в составе группы студентов и преподавателей кинофакультета Киевского театрального института побывала на 26-м Роттердамском кинофестивале. Вся группа принимала участие в мастер-классах по изучению структуры и системы финансирования независимого кинематографа на Западе. Организовала и провела мастер-классы президент ассоциации «SVEMA» Лилия Олливье-Огиенко. Результатом работы стало 29 часов отснятого материала, который ляжет в основу фильма, призванного открыть кинематографистам Украины необходимую, но неизвестную им доселе профессиональную информацию, связанную с общей культурной ситуацией в мире либеральной демократии. А.Чмиль делится с читателями мыслями, возникшими после посещения фестиваля, о путях выхода из кризиса украинского кино и вхождении его в единую мировую систему независимого кинопроизводства.

- Анна Павловна, Роттердамский кинофестиваль был выбран для мастер-классов не случайно, потому что это пример настоящего рабочего фестиваля, призванного стимулировать производство независимого кино в мире. Удалось ли вам узнать там что-то новое, жизненно необходимое для украинского кино сегодня?

- Для меня участие в фестивале было одной из наиболее эффективных форм учебы, поскольку, не бывая за границей, а только читая информации о международных фестивалях и наблюдая наш международный кинофестиваль «Молодость», я привыкла к тому, что это просто кинопросмотр, который определяет тенденции, утверждает призовой фонд и т.д. И предназначен он прежде всего для критиков, а не для потребностей всей киноиндустрии. Но когда в Роттердаме я увидела в списках участников зафиксированными отдельной графой продюсеров, агентов по продаже, дистрибьюторов, финансистов, представителей телекомпаний, фондов, людей, которые собирали средства на определенные проекты, и т.д., то я поняла, что кинофестиваль - это форма не только просмотра, но и формирования капитала на проекты будущего, форма определения тенденций в искусстве, поддержки этих тенденций, а также форма реализации фильмов. То есть кинофестиваль - это небольшая замкнутая система, которая отражает всю структуру кинематографа: кинопроизводство, кинопоказ, кинопрокат и даже кинопромышленность.

Второй момент, поразивший меня при просмотре фестивальной программы, - это то, что я не видела ни одного фильма, который бы финансировался из одного источника. Таким образом, как и где искать эти разные источники, как формировать проект - вот то новое, что я узнала и смогла сверить со своими представлениями о выходе из кризиса нашего кинематографа.

- Так в чем же главные проблемы нашего кино сегодня?

- На мой взгляд, главная проблема - это небольшое количество выпускаемых фильмов. Сегодня на всех уровнях меня обвиняют: государство дает деньги, а где ваши шедевры? Вся беда или вся правда, или все благо в том, что шедевры так просто не рождаются. Они рождаются тогда, когда возникают определенные условия, главным из которых есть наличие кинопроцесса, в котором кинопроизводство не прерывается, Мировая статистика свидетельствует, что из 10 снятых фильмов только два приносят прибыль, еще два покрывают расходы, остальные шесть - убыточны. И эти два кассовых фильма покрывают расходы на убыточные. Поэтому главным заданием на сегодня есть резкое увеличение количества производимых фильмов за счет привлечения внебюджетных средств.

- Какие вы видите источники пополнения внебюджетных средств?

- Во-первых, это совместные проекты, и мы кое-что делаем в этом направлении. В прошлом году реализовалось несколько проектов, таких, как «Приятель покойника» В.Криштофовича с французской стороной, кинокомедия «Хиппениада» А.Бенкендорфа с украинским инвестором, «Несколько грустных историй» К.Муратовой с Роскомкино, «Принцесса на горошине» В.Новака с русским инвестором, несколько документальных, научно-популярных фильмов, где собирались средства разных стран.

В планах запуска 97-го года шесть общих проектов на художественные фильмы. Это «Агасфер» Ю.Ильенко с украинским инвестором и прорабатывается вариант с итальянским продюсером, фильм Р.Балаяна с Роскомкино и телекомпанией «1+1», фильм молодого кинорежиссера Елены Демьяненко с украинским и польским инвестором, фильм Николая Мащенко с Роскомкино, Национальным советом по телевидению и радиовещанию, фильм Б.Савченко с Национальным советом по телевидению и радиовещанию, фильм Н.Засеева, экранизация романа П.Кулиша «Чорна Рада» с украинским инвестором.

Очень жаль, что до поездки в Роттердам я не знала, что целый ряд из этих проектов можно было уже послать на фестиваль в каталог специальных проектов, потому что те 45 проектов, которые были в каталоге в этом году, безусловно нашли поддержку телекомпаний и фондов. Жаль также, что мы не можем рассчитывать на поддержку наших телекомпаний, поскольку в Украине нет законов, регулирующих отношения между держателями эфира и государством. У телеканалов нет никаких обязательств ни перед страной, ни перед армией ее кинопрофессионалов, как это есть в других государствах Европы, которым удалось благодаря законам сохранить кинопроизводство, где телевидение играет ключевую роль.

- Конечно, нельзя обвинять телекомпании в том, что у них нет обязательств перед профессионалами страны, - телекомпании действуют в предоставленном им правовом поле. А вот почему кинематографисты не добиваются законодательной защиты своей профессии?

- Творческие работники, многие годы находясь под опекой государства, еще не научились конструктивно отстаивать не только общие профессиональные интересы, но и свои личные, творческие. Психологический фактор - это вторая большая проблема нашего кинематографа. Конечно, сегодня можно справедливо обвинить нас, Министерство культуры, что мы не владеем информацией, что мы тяжелы на подъем, но в реализации проекта и в отстаивании его должен быть заинтересован прежде всего художник. Я понимаю, что система продюсерства у нас только зарождается, что у нас нет стандартов, схемы, но вся беда, действительно, в том, что ничего не появится до тех пор, пока мы не будем в этом по-настоящему, серьезно заинтересованы. И, на мой взгляд, заинтересованность в отстаивании своего интереса, и использование разнообразных существующих в мире культуры форм - это второе задание, которому мы должны научиться.

- Есть ли какие-то факты, вселяющие оптимизм по этому поводу?

- В этом году я была на государственных экзаменах отделения кинопродюсеров кинофакультета нашего театрального института и могу сказать, что из восьми студентов по меньшей мере пять - это люди, уже готовые к продюсерской работе. Например, Катерина Кондратцова, которая работала на Роттердамском фестивале как директор фильма, снимаемого в рамках мастер-классов Лилии Олливье-Огиенко. За четыре года учебы и активного практического применения знаний она, не имея ранее ни социального опыта, ни определенной сформированной системы знаний и профессиональных качеств, - приобрела все. Я увидела ее в деловых разговорах с продюсерами на фестивале, увидела ее способ постановки вопросов и даже форму определения того, что она хочет узнать. Находясь с группой студентов на фестивале, я поняла, что наше будущее за этими людьми. Я сама училась там как студентка. За короткое время я почерпнула огромное количество информации, почерпнула тот опыт, который иначе, чем через мастер-класс, не получила бы никогда, находясь только здесь.

На Западе человек уже давно поставлен в границы ответственности за самого себя. Мы этому не научены. Самые большие проблемы - в нашей неспособности брать ответственность на себя. Я говорю о своем поколении 40-50-летних, которые не ищут выхода, а ищут, кто виноват... Я хочу выразить благодарность всем, кто помог проекту мастер-классов в это трудное для культуры нашей страны время: посольству Королевства Нидерланды в Украине, Министерству иностранных дел Нидерландов, Фонду APPEXchange Объединенной Европы, авиакомпании «Международные авиалинии Украины» и, конечно, членам международой ассоциации по обмену культурной информацией между Европой и Украиной «SVEMA», которые сумели увлечь своей идеей все эти организации и добиться осуществления своего проекта.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК